Терпение благородных и терпение низких

ТЕРПЕНИЕ БЛАГОРОДНЫХ И ТЕРПЕНИЕ НИЗКИХ

Имам Ибн аль-Каййим, да помилует его Аллах, сказал:

"Всякому человеку приходится терпеть что-то из того, что ему неприятно, и он делает это либо добровольно, либо вынужденно. Благородный терпит добровольно, зная о благих последствиях терпения, и заслуживает похвалы за это и заслуживает порицания за отказ от терпения. Ведь если он не проявит терпение, то отказ от терпения всё равно не вернет ему то, чего он лишился, и не избавит его от неприятного и ненавистного, ибо предопределенное неотвратимо, а то, что не было предопределено, не произойдет, что бы мы ни делали. Поэтому отказ от терпения приносит больше вреда, чем пользы.

Один разумный человек сказал: "Разумный, когда случается беда, делает сразу то, что глупец делает через месяц".

Если раб Аллаха проявляет терпение в последнюю очередь, то он не достоин похвалы. Наилучшее для него - сразу встречать беду тем, к чему глупец приходит только в конце.

Один разумный человек сказал: "Кто не проявляет терпения благородных, тот забудет свою беду так, как забывает скотина".

Благородный смотрит на беду, и если он видит, что нетерпение отдаляет от него её последствия, то такому человеку оно, возможно, и принесет пользу. А для того, кому оно не приносит пользу, оно превращает беду в две.

Что же касается низкого, то он терпит вынужденно. Он бродит возле нетерпения и, видя, что от него нет пользы, терпит так, как терпит тот, кого связали перед тем, как бить.

Благородный терпит в покорности Милостивому. А низкий терпит в покорности шайтану. Низкие люди - самые терпеливые в покорности страстям своим, однако они самые нетерпеливые в покорности Господу своему.

Такой человек проявляет удивительное терпение в покорности шайтану, но когда речь идет о покорности Аллаху, он оказывается неспособным проявить и немного терпения. Он терпеливо переносит трудности ради удовлетворения страстей души своей, радуя врага своего, но при этом не может перенести и малейших трудностей ради снискания довольства Господа своего. Он терпеливо переносит то, что говорят о чести его в результате совершаемых им грехов, но не терпит слов, задевающих его честь, когда ему наносят обиду в связи с религией Аллаха. Он бежит от побуждения к одобряемому и удержанию от порицаемого, боясь, что о нем скажут что-то, задевающее его честь, притом, что это - ради Аллаха.

Однако ради страстей души своей и её довольства он с легкостью жертвует своей честью, терпеливо снося все, что говорят о нем. И когда он сам или его положение страдает из-за удовлетворения им страстей души своей, он терпеливо переносит это, однако если ему приходится переносить тоже самое ради Аллаха, он не способен проявлять терпение. Это величайшая низость, и такой человек не будет благородным у Аллаха, и когда в Судный День при всех, дабы все знали их, призовут благородных: "Где богобоязненные?", - его не будет среди них"

См. "Уддат ас-сабирин", "Деяния сердец. Избранное", 1/470-472
Популярное