Мертвые кредиты возвращаются

Мертвые кредиты возвращаются

«У вас долг. Урегулируйте вопрос по телефону». Сообщения и звонки с подобными фразами недавно стали получать экс-клиенты ДжиИ Мани Банка, который был присоединен к Совкомбанку. По словам клиентов, все задолженности по кредитам перед банком у них были погашены еще несколько лет назад. Однако звонки от Совкомбанка и коллекторского агентства начались только сейчас. Портал Банки.ру разбирался, откуда взялись проблемные долги и как от них избавиться.

Расплата за прошлые отношения

О том, что Совкомбанк начал «воскрешать» уже погашенные долги по кредитам ДжиИ Мани Банка, порталу Банки.ру рассказали сразу несколько экс-клиентов. Как сообщил один из них, 11 лет назад у него был кредитная карта в ДжиИ Мани Банке (ранее банк назывался GE Money, в конце 2013 года был приобретен Совкомбанком. – Прим. ред.). «На этой неделе каждый день стали звонить коллекторы из Совкомбанка и требовать погасить задолженность в размере 584 рубля. На вопрос, откуда она взялась, ответить не могут. Банк зарегистрировал заявку, но реакции пока никакой», — рассказал собеседник Банки.ру. По его словам, параллельно со звонками стали приходить СМС-сообщения с текстом «От VostokFin. вас долг в Совкомбанк! Урегулируйте вопрос по тел.88003337515» (орфография и пунктуация сохранены. – Прим. ред.).

Подобные сообщения появились и в «Народном рейтинге» Банки.ру. «Совкомбанк внезапно оживил трупы в виде закрытых 10 лет назад кредитов и требует за них какие-то, якобы, задолженности. На днях пришло письмо от некоей конторы, якобы коллекторского агенства с требованием оплатить задолженность совок банку. Я вообще первый раз такое название слышу, не знал, что произошло слияние. Да и вообще на тот момент, когда я брал кредит, он назывался даже не Джи мани, а «дельта» банк», — написал 4 августа пользователь под ником Bolnodont (орфография и пунктуация сохранены. – Прим. ред.). По его словам, у него действительно имелся кредит в банке в 2004 году «на смешную сумму 10 тыс. рублей — «обязательства перед банком свои исполнил, карточку выкинул, так как истек срок действия, и забыл». Сейчас, как пишет пользователь, коллекторы взыскивают с него 350 рублей. По его словам, в процессе выяснения представитель коллекторского агентства «открытым текстом угрожала испортить кредитную историю» в случае неуплаты долга.

Другой читатель портала, под ником svero 5 августа написал: «У меня абсолютно такая же ситуация, сегодня мне звонят и сообщают о долге с 2003 года. За 12 лет вдруг накопился долг в Вашем банке аж 435 рублей. За эти 12 лет мне ни разу не прислали ни письма, ни СМС, ни подмигнули хоть как-то». По словам пользователей, в банке им не смогли предоставить документы, подтверждающие задолженность по кредитам.

В пресс-службе банка не смогли оперативно предоставить комментарии. Представитель банка 5 августа в «Народном рейтинге» написала, что получила необходимые данные от пользователей. «Информацию проверим — вернемся с окончательным ответом», — сообщила представитель банка.

Генеральный директор ООО «ВостокФинанс» Андрей Нижник сообщил, что «ВостокФинанс» работает как по направлению покупки долгов (цессии), так и по агентским договорам с большинством крупных розничных банков, в том числе с Совкомбанком и с ДжиИ Мани Банком. Однако он подчеркнул, что комментировать конкретную ситуацию невозможно, поскольку эта информация конфиденциальна. «Подобные ситуации бывают, но нечасто, это единичные случаи, которые могут возникать по многим причинам. Среди них – ошибка банка, сбой в системе и др. К примеру, у должника есть несколько счетов в банке: кредитный, депозитный, расчетный. Он мог внести деньги на расчетный счет, затем перевести не на счет погашения кредита, как нужно, а по ошибке на другой», — предполагает Нижник.

Он рассказал, что в текущем году «ВостокФинанс» уже сталкивался с похожей историей. Компания купила долги по кредитам у одного из крупных розничных банков и начала вести работу по возврату денежных средств. Выяснилось, что долг клиент банка уже погасил ранее. «ВостокФинанс» провел внутреннее расследование. Причина оказалась в технической ошибке со стороны банка — деньги от клиента им были получены, но кредит не был закрыт, а потом уступлен коллекторам. В результате агентство признало отсутствие у клиента обязательств, письменно уведомило его об этом должника, затем с банком был решен вопрос о взаимозачетах.

Как пояснил Андрей Нижник, в компании работает отдел, который занимается внутренним аудитом и, в частности, расследованием подобных обращений. «Мы всегда предоставляем ответы на обращения, но ответы не будут публичными, поскольку они могут содержать банковскую тайну и персональные данные», — отметил Нижник. Он рекомендует в подобных случаях обращаться непосредственно в банк и коллекторское агентство. «Мы обязательно разберемся, предоставим ответ и, если произошла ошибка, предпримем какие-то действия. Бизнес не построен на том, чтобы взыскивать задолженность, которой не существует. Но, к сожалению, иногда нам приходится с этим сталкиваться», — признает Нижник, добавляя, что агентство заинтересовано в том, чтобы таких случаев было как можно меньше.

Долг «ниоткуда»

Представители банков соглашаются, что случаи взыскания «воскресших» кредитов единичны. По словам руководителя блока рисков Бинбанка (санирует сразу несколько кредитных организаций. – Прим. ред.) Алексея Каликина, стратегия работы по долгам физических лиц присоединенных банков аналогична стратегии работы с такими клиентами в Бинбанке. При этом в зависимости от риск-профиля клиента, от глубины просрочки используются как внутренние подразделения банка, так и внешние компании. Внешние компании, по словам Каликина, подключаются на поздних стадиях. «На самом деле это единичные случаи и на практике встречаются очень редко», — комментирует руководитель блока рисков Бинбанка. По его словам, такие случаи могут возникать только при отсутствии у коллектора информации о погашении задолженности клиентом. Как считает Алексей Каликин, принятие закона о банкротстве поможет клиентам проходить процедуру оздоровления и в дальнейшем стать качественным клиентом для банка.

Начальник управления анализа рисков Промсвязьбанка Денис Голубин также указывает, что кредитная организация не выделяет в отдельный пул договоры присоединенных банков, рассматривает их в рамках стандартного процесса. «В случае если такой договор подлежит передаче в коллекторское агентство на основании действующих в банке стратегий работы с просроченной задолженностью, то мы, безусловно, передадим его в работу агентству», — говорит Голубин. Он предполагает, что «воскрешение» кредитов может быть следствием возможной операционной ошибки, связанной с процессами присоединения одного банка к другому.

«Часто в виде непогашенной задолженности может «висеть» неуплаченная комиссия за выдачу кредита или за обслуживание карты, которая была начислена, но о которой клиент по каким-либо причинам не знал или забыл, или небольшая задолженность по кредиту, возникшая по техническим причинам, например, конвертация денежных средств», - комментирует директор департамента ипотечного и потребительского кредитования СМП Банка Наталья Коняхина. По ее словам, несмотря на то, что со стороны банка никаких действий не предпринимается, информация о задолженности сохраняется в автоматизированной системе банка.

Эксперты отмечают, что схеме передачи долгов коллекторам при присоединении банка ничем не отличается от стандартной. Единственный момент – кредитор в реестре, как правило, предоставляет коллекторам информацию, долг перед какой организацией поступает в работу, говорит президент «Секвойя Кредит Консолидейшн», вице-президент Национальной ассоциации профессиональных коллекторских агентств (НАПКА) Елена Докучаева.

Продолжение: http://www.banki.ru/news/daytheme/?id=8225513

Ещё статья по теме:

Банки начнут массово списывать деньги с должников по судебным решениям
https://vk.com/wall-12433300_8563

#деньги@easyfinance_fans #easyfinance_деньги
Популярное