Тауекель хан и ислам.

Тауекель хан и ислам.

(из книги Н. Нуртазиной "Ислам в Казахском ханстве")

#[email protected]_kz #[email protected]_kz #[email protected]_kz #[email protected]_kz

Прославленный казахский хан Тауекель (настоящее имя - Тауаккул Мухаммад Бахадур хан) являл собой образец "восьмигранного" мужа - батыра, не лишенного поэтического дара и религиозной интуиции.

Тауекель хан и его младший брат Есим хан были сыновьями Шигай хана, имевшего высокое образование по средневековым меркам. Тауекель в совершенстве владел персидским языком, на котором писал стихи в стиле "маснави".

Знаменитый хан Касимовского ханства - Ораз Мухаммед, которого в Сибири пленили русские и держали в Москве в качестве почетного заложника, приходился родным племянником Тауекель хану. Его отец Ондан султан погиб в битве с ойратами и его воспитал дядя Тауекель хан. Ораз Мухаммед также вырос религиозным и в совершенстве знал персидский, арабский и чагатайский. В переводе на русский язык сохранилась переписка Тауекель хана с племянником. В оригинале письма написаны на казахском языке арабским алфавитом, что опять же свидетельствует о грамотности правителей казахов.

Тауекель хан, как и все казахские ханы XVI - XVIII веков, вел борьбу с ойратами под лозунгом священной борьбы с неверными. Мусульманское самосознание подчеркивается Тауекель ханом в его письме к ташкентскому правителю Барак хану Шибаниду: "Мы оба потомки Чингис хана, связаны узами родства. Кроме того, оба мы мусульмане, единоверцы. Окажи мне поддержку, и мы вместе отомстим кафирам". Во многих южноказахстанским и среднеазиатским городах, которые подчинились его власти, хан тесно общался с духовенством, строил мечети и медресе.

Тауекель хан был членом суфийского ордена "Накшбандийя". Как и многие казахские ханы (Касым, Есим, Тауке) он был мюридом (учеником) у известных шейхов.

О религиозности казахского государя сохранились сведения в "Зийа ал-кулуб" Мухаммад Аваза. Оно представляет собой жизнеописание шейха ордена "Накшбандийя" - Ходжи Исхака (Хазрат-и ишана), который "значительную часть своей жизни потратил на проповедь своего учения и обучению мюридов среди кочевых народов - казахов, кыргызов и ойратов".

В "Зийа ал-кулуб" рассказывается о вступлении казахского Тауекель хана вместе со 120 родственниками-султанами в мюриды Ходжи Исхака. Произошло это событие в местности Кан-и Гиле под Самаркандом в 1598 году.

Как это нередко бывает с искренне верующими людьми, вступление Тауекель хана и казахских султанов в суфийский орден сопровождалось массовым покаянием и громким плачем. Такое особое эмоционально-психическое состояние хана говорит об искренности религиозных чувств, что вообще свойственно кочевникам с их непосредственной, детской душой.

Далее Мухаммад Аваз рассказывает, что в последствии какой то другой известный среднеазиатский ишан ("Шейх своего времени"), заявив, что "воспитывать Тауаккул хана Казаха буду я", послал к нему своего дервиша, и в конце концов "Тауаккул хан стал мюридом того азиза". Сам Мухаммад Аваз был учеником Ходжи Исхака, поэтому он написал, что постигшие военные неудачи и последовавшая за ними смерть Тауекель хана случились из-за того, что он сменил учителя.

Для нас важно то, что Тауекель хан остался в памяти народа не только как батыр, полководец и государственный деятель, но и как образованный аристократ, поэт и мусульманин - богоискатель.


Эта статья была автоматически добавлена из сообщества Қазақстан тариxы | История Казаxстана