[Умная недвижимость] #стартап

[Умная недвижимость] #стартап

Профессиональная жизнь российского риелтора невыносима — жесткая конкуренция за объекты и клиентов, повторяющиеся в базах данных десятки раз одинаковые объявления, а часто и о вовсе несуществующих объектах, бесконечные разъезды на «показы», затем звонки клиентам и никакой автоматизации рабочего процесса: обрывки бумажек, блокноты, звонки с неопознанных номеров, договоры и расписки, перечисляет бывший вице-президент по маркетингу Mail.ru Group Ольга Бруковская. Это подтолкнуло ее к тому, чтобы придумать сервис Сhoister для «умного поиска жилой недвижимости».

Сегодня Бруковская хочет сделать Сhoister самым удобным инструментом для профессиональных агентов, каким когда-то для кадровиков стал HeadHunter, где она несколько лет возглавляла отдел маркетинга. «Представьте себе бухгалтера без 1С, рекрутера без HH.ru, аналитика без Excel. Еще недавно они тратили часы и раздували отделы для решения задач, на которые сейчас тратятся минуты. Мы делаем то же самое для риелтора. В ближайших планах: управление ныне бумажным документооборотом и финансовыми операциями», — рассказывает она.

— Как это работает?

Choister зарабатывает не за счет размещения объявлений на сайте, как это делают конкуренты, а за счет продажи дополнительных сервисов для агентов, продвижения уже опубликованных объявлений и рекламных услуг. Кроме того, созданная программистом и совладельцем Choister Евгением Ветровым поисковая технология умеет работать с неструктурированными данными и собирает все объявления рынка из открытых баз данных.

Далее поисковик делает объявление о квартире максимально информативным, склеивая многочисленные дублирующие друг друга объявления, при этом обогащая информацию анализом данных из каждого «дубля» и вторичных источников информации. Команда удаленных модераторов при помощи специальных технических фильтров проверяет «подозрительные объявления» и удаляют подделки.

— Что получается?

За два года работы поисковика в списке достижений Choister почти 18 000 активных агентов на сайте, более миллиона посетителей в месяц. Правда, выручка компании, по данным СПАРК, составила в 2014 году 4,1 млн рублей. Сервис до сих пор убыточный. На операционную прибыль компания планирует выйти в 2016 году.

Владелец группы «Коперник» и агентства недвижимости МИАН Александр Сенаторов, миноритарий Choister, вспоминает, что поисковик три года назад показал ему знакомый, правда, без привязки к конкретному бизнесу. Программисту по первому образованию (бизнесмен окончил Московский институт радиоэлектроники и информатики) новая платформа поиска понравилась: «Она позволяет систематизировать информацию по произвольному запросу в любой сфере — медицинские услуги, автомобили, кредиты или недвижимость, что угодно».

— Инвестиции

В «умный поиск» поверил не только Сенаторов. В июле 2012 года Choister получил грант $40 000 от компании Microsoft, которая работала в партнерстве со Сколково, где Choister является резидентом. Бруковская вспоминает, что тот грант взяли не деньгами, а подпиской на облачные ресурсы Azure производства Microsoft. Примерно тогда же появились средства от бизнес-ангела, которым выступил cооснователь фонда Maxfield Capital, экс-CEО русского MySpace, бывший исполнительный директор кластера информационных технологий Сколково Александр Туркот. В 2012 году он инвестировал в Choister около $100 000.

Всего за три года существования проекта в него было вложено более $3,5 млн. В основном это деньги Сенаторова и Туркота, а также фонда Klever Internet Investments Ltd, соинвестором которого является один из основателей группы ПИК Юрий Жуков. Klever пришел в проект в 2013 году, и, по словам партнера фонда Константина Кардышева, Choister привлек инвесторов именно возможностью быстрого роста за счет высокотехнологичного поискового «движка».

— Особенности

Важно, чтобы этот «движок» мог решить главную проблему рынка — низкое качество контента у российских сервисов по поиску недвижимости, считает основатель швейцарского генератора для сайтов по недвижимости Bridge Елизавета Уварова. Но, по ее наблюдениям, Choister незначительно отличается по чистоте контента от других российских ресурсов, а набор предлагаемых сайтом услуг для агентов не позволяет считать его полноценным сервисом — пока это очередной портал по поиску недвижимости.

О неконтролируемости контента говорит и глава группы НДВ Александр Хрусталев. Он не пользуется ни крупнейшим российским сервисом Cian.ru, ни другими сайтами по недвижимости. «Мы запустили внутреннюю систему, которая позволяет не тратить время на поиск информации среди горы публикуемого в сети мусора», — рассказывает бизнесмен.

Бруковская уверена, что за контент ей переживать больше не нужно — работа с ним уже налажена. Теперь она занимается оптимизацией работы агентов. Она предлагает им автоматизацию труда в определении рыночной цены объекта, формировании предложения по объектам клиенту, а также аналитические продукты и автоматизацию поиска и ведения заказов на подбор квартиры.

— Что сейчас

За сервисы Choister уже хорошо платят застройщики новостроек. В этом сегменте плотно не работают ни Cian.ru, ни база Winner, занимающаяся «вторичкой», говорит Бруковская. По ее словам, Choister уже сейчас способен генерировать 70 целевых звонков отдельному клиенту, не считая письменных заявок и целевых действий. Цена звонка для клиента колеблется от 2200 до 5500 рублей.

Это, признает Бруковская, дороже, чем номинальная стоимость у конкурентов. «Но зато мы фактически единственные, кто может обеспечить стабильное количество и качество. Какой смысл в низкой цене на шоколадку, если ее физически нет», — рассуждает она.

Сейчас Choister, изначально выполнявший функцию агрегатора, получает 75% объявлений на сайт напрямую от агентов и девелоперов. Кроме того, Choister стабильно входит в число сайтов-«миллионников» о недвижимости. По данным similarweb.com, в октябре Choister посетили 1,5 млн человек. Это больше, чем у «дочернего» проекта Cian.ru — realty.dmir.ru, хотя до самого Cian.ru Choister еще далеко — к нему заходят до 7 млн человек в месяц.

Источник: forbes.ru