[Мотивация в кризис] #бизнес
[Мотивация в кризис] #бизнес

Кризис приводит к тому, что для достижения максимальной эффективности приходится сокращать любые расходы. Но в то же время, необдуманно сокращая ради экономии все траты, включая те, что идут на программы по мотивации персонала, мы зачастую просто копаем могилу своему же бизнесу. делимся 3 принципами мотивации персонала, не требующие бюджета:

1. Ценить поколение Y

Да, молодые люди, родившиеся в 80-е и начавшие свой трудовой путь в благополучные 2000-е, — это люди с большими амбициями. Годы экономического роста в России создали определенный тип людей, карьерный рост для которых — одна из базовых ценностей.

Осенью корпорация Oracle опубликовала результаты своего исследования Oracle Simply Talent, проведенного для изучения вовлеченности персонала западноевропейских компаний в рабочие процессы. Выяснилось, что и в Европе представители поколения Y нуждаются в регулярных обсуждениях с начальством своего карьерного роста, а не получая повышения, теряют интерес к работе. Мотивация такого рода людей — одна из самых сложных задач в кризис.

В России ситуация отягощается еще и тем, что выпускники вузов приходят к работодателям практически без знаний (российское образование, к сожалению, не успевает за потребностями бизнеса), зато с огромными амбициями. При этом не каждый молодой человек, проработавший пару лет в мире реального бизнеса, действительно набирает нужный опыт и знания, чтобы подняться в своей карьере на ступеньку выше.

В этой ситуации мы предлагаем такому сотруднику не вертикальный рост, а горизонтальную карьеру. У нас часто возникают новые проекты, и наши молодые коллеги могут попробовать силы, поменяв специализацию, работая в другом департаменте, решая принципиально иные задачи. Для молодого человека это, безусловно, новый опыт, который возможно поможет ему в дальнейшем сделать блестящую карьеру. И он это понимает. Если на новом месте молодому специалисту интересно, его вовлеченность в процесс и эффективность его деятельности возрастают.

2. Личный контакт дороже тренинга

Под сокращение в кризис у целого ряда компаний попали HR-службы. Логично ли это? Скорее да. То же самое исследование Oracle показывает нам, что влияние всех стараний кадровиков на процесс вовлеченности персонала составляет всего 3%. Общаясь с коллегами из западных корпораций, я пришел к выводу, что зачастую к программам мотивации HR-департамент привлекают для того, чтобы переложить ответственность за проблемы с персоналом. На самом же деле совсем не кадровик, а лишь непосредственный руководитель знает, чем и как занимается его сотрудник, и только он может повлиять на его вовлеченность и эффективность. Вопрос лишь в том, как же именно на него повлиять?

Недавний опрос Gallup показал, что наиболее эффективно сотрудники работают тогда, когда непосредственный начальник и подчиненный находятся в более тесном контакте и понимают цели друг друга. Семинары, тренинги, различные программы и даже корпоративы, ставящие целью укрепить коллектив, повысить вовлеченность, подчас дают противоположный эффект.

3. На чем в кризис не стоит экономить

Как правило, в кризис первыми под секвестр попадают бонусы и соцпакеты для персонала. Между тем, такой подход не всегда оправдан. Соцпакет и другие преференции (фитнес-клуб, оплата парковки и т. д.) очень ценятся сотрудниками. К росту производительности труда соцпакет отношения не имеет и об этом утверждал Фредерик Герцберг еще в середине прошлого столетия, а вот удержать наиболее ценных специалистов может помочь.

— Сокращайте не соцпакеты, а неэффективнй персонал. Отсутствие механизма его отсева губительно для любой организации, особенно в кризис.
— В период рецессии стоит инвестировать в наиболее эффективных специалистов. Именно с точки зрения повышения производительности и качества труда, весьма интересна теория, которую давно используют в программах мотивации компании в Европе и США. Там корпорации тратят деньги на так называемый «коучинг радости» и даже фансультантов (от англ. «fun» — веселье). В Google есть даже замгендиректора, ответственный за уровень «радостности» сотрудников.
— Любой руководитель должен стараться сделать людей в своей компании счастливее. Особенно в кризис, когда негативные эмоции настигают каждого только при взгляде на курсы валют. А поддержать настроение в команде можно не дорого — к примеру, бесплатным мороженым, фруктами в течение рабочего дня или партией в теннис с руководителем. Над инвестициями в этом направлении стоит поработать.

Источник: hbr-russia.ru