Everything.kz

Финно-угорские архетипы неискоренимы. Роща "Борок" на Шарженьге.

Финно-угорские архетипы неискоренимы. Роща "Борок" на Шарженьге.
Язычник
Финно-угорские архетипы неискоренимы. Роща "Борок" на Шарженьге. В Никольском уезде на юго-востоке Вологодчины некогда был широко известен камень «со следом богородицы», лежавший в русле небольшого ручья, притока реки Шарженьги, близ деревни Чернцово. Ручей омывает высокий песчаный холм, поросший вековыми соснами. В народе этот холм называют Борок. 9 июля православная церковь отмечает явление Тихвинской иконы божьей матери. По преданию, именно в этот день в начале XIX века, на одной из сосен, росших на Борке, появилась богородичная икона. С тех пор почитание этого дерева и этой иконы утвердилось среди жителей шарженгских деревень. Но более ранний культ на этом месте был связан с камнем-следовиком, на поверхности которого, якобы, после явления иконы, был обнаружен след богородицы. Вскоре (к 1877 году) на холме выстроили каменную церковь и ежегодно 9 июля на Борок стали стекаться толпы народа. Появились строго очерченные обрядовые действия: вокруг Святой сосны, на которой явилась икона, и вокруг церкви женщины с молитвами ползали на коленях по особой тропинке, а к камню у ручья, оседлав его, прижимали те части тела, где что-то у кого-то болело. Молодые женщины, у которых долго не было детей, с молитвами восседали на камне верхом, прося у богородицы прибавления в семействе. Язычество и христианство на Борке отнюдь не мешали друг другу. В послевоенные годы советская власть решила прекратить почитание этих святынь. Сосну спилили и увезли в болото, а камень решили взорвать при помощи тола. Почитаемый следовик после взрыва раскололся на несколько частей, самые крупные из которых тоже были увезены и тайно захоронены. Церковь на Борке разломали на кирпич, который использовали при постройке скотных дворов и машинно-тракторных мастерских. Прошли годы, но никольчане не забыли свои святыни. Ныне на Борке выстроен новый деревянный храм, вместо Святой сосны люди теперь 9 июля ходят по круговой дорожке между десятком толстых сосен; обнимают их, прижимаются к стволам деревьев, вставляют под чешуйки коры металлические монеты, а на развилки сосен кладут конфеты, печенье, пряники… В ручье недавно устроена деревянная сень над осколками камня. В праздник к этому месту выстраивается огромная очередь. Под сенью люди берут воду в бутылки, стараясь собрать её с поверхности камней, касаются руками осколков с молитвами, чают себе от этого здоровья и счастья. Пережитки северного финно-угорского двоеверия вернулись к русским вновь…
Эта статья была автоматически добавлена из сообщества Язычник