Everything.kz

СОВЕТСКИЕ АСЫ, СБИВАВШИЕ МЕ-262

СОВЕТСКИЕ АСЫ, СБИВАВШИЕ МЕ-262
СОВЕТСКИЕ АСЫ, СБИВАВШИЕ МЕ-262 Таких летчиков оказалось 4 человека: Первым в ВВС РККА Ме-262 сбил летчик 812ИАП Лев Сивко 14 апреля 1945 года, причем по приземлении даже были составлены стихи о сбитом Ме-262. Затем 27 апреля 1945 г. старший лейтенант Александр Петрович Долгунов, штурман 355-го ИАП в одном из вылетов сбил Ме-262. Это отнюдь не рядовое для наших ВВС событие, тем не менее, удостоилось довольно скупого описания в документах: "Группой 6 Як-9 и 4 Як-3, ведущий ст.лейт. ДОЛГУНОВ, сопрововождали 9 самолетов Ил-2 на штурмовку войск противника в районе КЕНИГСВЕРД. В воздушном бою с Ме-262 ст.лейт. ДОЛГУНОВ лично сбил последнего. Самолет противника упал в районе населенного пункта ДОБЕРШЮТЦ. Подтверждают экипажи штурмовиков старший лейтенант ИЛЮШКИН, лейтенант КАШНИКОВ,лейтенант КАСЬЯНОВ." Что интересно - у немцев в тот день потерянными от огня советских истребителей числятся два самолета. А заявку на один Ме-262 в тот день подавал только Долгунов. Далее капитан И. Г. Кузнецов из 43 ИАП - сбил два самолета. И майор Я. Околелов из 91 ИАП сбил один. Это все, что пока подтверждено нашими документами. Можно спросить, а что тогда сбивал Кожедуб? На этот вопрос ответ дают полковые документы - журнал боевых действий 176 ГИАП АРХИВНЫЙ НОМЕР – Ф20514 ОП1 Д81 Л216 Боевое донесение штаба 176 ГИАП 17.2.45(семнадцатое февраля - М.М.) аэродром Морин Проведено 26 самолето вылетов с налетом 19 часов 34 минуты Имелось три встречи с противником, проведено 3 воздушных боя. 11.20-12.10 пара гв.майора Кожедуб, вылетев на свободную охоту в р-н переправы Целлин на Н=2700 м встретила Ме-109, предположительно с реактивным мотором. Майор Титоренко атаковал сзади снизу под ракурсом 1/4 с Д=150-80 м. Противник, уходя от атаки ведомого полупереворотом, подставил себя ведущему, чем воспользовался и атаковал майор Кожедуб, сверху под ракурсом 1/4 с Д=100-60 м. После атаки Кожедуба самолет противника стал разваливаться в воздухе и упал восточнее Альт-Фридлянд. Расход БП 180 снарядов ШВАК. Что такое Ме-109 с реактивным мотором или "предположительно реактивным мотором" можно узнать также из полковых документов. Из журнала боевых действий 176 ГИАП Управление 16ВА 24.12.44 г Оперативный отдел Командирам АК, АП и отдельных АГ 16ВА только 1ГИАД « О самолете Ме-109 с реактивной установкой» 21.12.44 в районе 10 км южнее Пулавы командир 176ГИАП гв. п-к Чупиков с ведомым гв. м-ом Куманичкиным на самолетах Ла-7 при выполнении задачи свободной охоты на высоте 6000 м встретили два Ме-109, с которыми завязали воздушный бой. В результате боя гв. п-к Чупиков и его ведомый обнаружили, что с-ты Ме-109 являлись новой конструкцией. Новое состоит в том, что под фюзеляжем, почти под кабиной летчика находилась подвеска в виде радиатора, которая сразу привлекла внимание наших истребителей. В процессе боя гв. п-к Чупиков с дистанции 20-30 м тщательно рассмотрел упомянутую подвеску, которая имела вид сопла цилиндрической формы с входным и выходным отверстием. Размеры подвески: длина – 1,2-1,5 м, диаметр – 0,5 м. Есть основание полагать, что подвеска является реактивным двигателем, хотя противник в процессе боя им не пользовался. Остальные внешние признаки с-та Ме-109 остались без изменений. Все производимые гв. п-м Чупиковым атаки сфотографированы кино-пулеметом. Судя по летно-техническим данным, которые выявились в процессе воздушного боя, длившегося 5 мин на высоте 6000 м, с-т Ла-7 имел большое преимущество в вертикальном и горизонтальном маневре. Противник несколько отрывался на пикировании, но при наборе высоты Ла-7 быстро догонял его. Даже приходилось убирать газ, ибо разность в вертикальной скорости была значительной /противник уже зависал, а с-т Ла-7 еще мог набрать высоту на 400-500 м больше/. На горизонтали с-т Ла-7 также быстро догонял противника. На виражах противник не проверен, т.к. бой происходил на вертикалях. ВЫВОД: с-т Ме-109 с новой подфюзеляжной установкой, отмеченный на участке 1-го Белорусского фронта 21.12.44 г. является тяжелым, что проверено в процессе ведения воздушного боя. С-т Ла-7 имеет полное преимущество перед упомянутым с-ом противника по вертикальной скорости и набору высоты. Горизонтальная скорость с-та Ла-7 также значительно выше данного с-та противника. Командир приказал о с-те Ме-109 с подвеской довести до сведения всего летного состава. При этом Ме-109 с "предположитtльно реактивным мотором" в документах 176ГИАП проходит ПАРАЛЛЕЛЬНО с Ме-262 - встречи с 262-м были. Более того в фонде 176 ГИАП есть кадры этого пепелаца, по другому и не скажешь, и его первое появление в феврале - крестообразный объект подвесным баком и хвостом пламени из него. Надо сказать, что тут есть одна загвоздка - серийно такие самолеты не производились. Единственное что можно притянуть по этому признаку - это Ме-109 с ускорителями, но их было два, и они окончили свою жизнь в рехлине. Или простой подвесной бак фирмы Эрла. Этот бак в отличие от остальных и представлял собой цилиндр длиной 1.5 метра и диаметром 50 см. Традиционно эту победу пытаются притянуть к оберфельдфебелю Ланге из KG(J)54, но того сбили 19 февраля. Сообщаемый же некоторыми исследователями якобы достоверно установленный серийный номер самолета - 900824 (в некоторых источниках 900284) - является вымыслом, так как самолеты Ме-262 с таким серийным номером никогда не производились. Серийные номера Ме-262 входили в блоки: 100012 - 100024 110001 - 113728 130001 - 130790 170288 - 170825 500001 - 502222 100818 Весной 1945 года результативные летчики были отправлены на конференцию летчиков-асов и там впервые рассказывается о наличии реактивных мессершмиттов. Так что такая история. С Кожедубом пока больше вопросов, чем ответов. Это не значит, что весной 1945 года другие наши летчики не встречались с реактивными самолетами. В документах присутствую встречи, даже воздушные бои, но безрезультатные. Например: «29 апреля 1945 года 4 Ла-7 из 40-го гвардейского истребительного авиационного полка, ведущий - гвардии старший лейтенант И. Д. Лишихин, возвращаясь с боевого задания в районе Тривель, на высоте 1200 метров заметили впереди себя и ниже 1 Ме-262, который перешел в пикирование для штурмовки автомашин на автостраде. Гвардии старший лейтенант Лишихин пошел за самолетом противника, который, заметив наших истребителей, левым разворотом стал уходить. Лишихин с дистанции 450 метров, под ракурсом 0/4 дал несколько очередей по самолету противника. Ме-262 резко развернулся на Лишихина и с дистанции 400 метров дал по нему очередь, после чего Лишихин резким набором высоты ушел в облака. Одновременно ведомый – гвардии младший лейтенант Малов атаковал самолет противника сзади, с дистанции 350-400 метров, произвел две очереди безрезультатно. Выйдя из облаков, Лишихин опять увидел пикирующего на автостраду Ме-262 и начал преследовать его. Сблизившись на дистанцию 400 метров, дал по нему длинную очередь, после чего самолет противника с набором высоты, на большой скорости ушел в северо-западном направлении. В это время 2 Ла-7 из того же полка, ведущий – гвардии старший лейтенант В. А. Листаров, вели бой с другим Ме-262, которого увидели ниже себя. Листаров пикированием пошел на сближение с ним и с дистанции 400 метров, под ракурсом 1/4 дал по нему длинную очередь. Самолет противника левым разворотом на большой скорости ушел с набором высоты. После этого Листаров снова увидел Ме-262, который шел с ним на параллельных курсах и пытался догнать его, но последний на большой скорости ушел от наших истребителей».
Эта статья была автоматически добавлена из сообщества Вселенная истории