Тамара де Лемпицка

Великие художники
24.02.2016 в 03:00
Тамара де Лемпицка

«Что вы всегда увидите в ее работах? Свет Караваджо, формы Фернана Леже и губную помаду Шанель» © Жан Кокто

«Мои картины узнаешь среди сотен других. Моей целью было: не копировать. Создать новый стиль, (…) яркие и чистые краски, возвращение к элегантности в моих моделях». Лемпицка испытала влияние флорентийских маньеристов, особую любовь питала к Энгру. Она жестоко критиковала и даже высмеивала многих импрессионистов за их любовь к «грязным цветам». Её собственный стиль был точен, аккуратен, элегантен; цвета – предельно чистыми. Что касается современников, её вдохновлял так называемый «синтетический кубизм» (со слов Мориса Дени). Андре Лот называл его «мягким кубизмом». Стиль Лемпицкой словно примирял радикальный авангардизм со вкусами буржуазии, он был ультрасовременен, однако лишён остроты Брака или Пикассо. От своего главного учителя – Андре Лота – художница унаследовала вкус к упрощённым формам, а у мастеров кватроченто позаимствовала то, что по-итальянски называют «linea Serpentina» – характерный S-образный изгиб фигуры, усиленный контрапост.

Чем более знаменитой и востребованной становилась Лемпицка, тем меньше похвал она слышала в свой адрес. Её критиковали за «извращённый энгризм», к творчеству относились в лучшем случае снисходительно – по сей день иные консерваторы склонны относить её живопись к китчу. Однако искусствоведы со всего мира единодушно признают её в качестве основоположницы или, по крайней мере, одного из лидеров направления Арт Деко (фр. art deco, букв. — «декоративное искусство»).

#Лемпицка #искусство #картины #арт_деко