1997 год. Турция объявляет о начале тендера на перспективный вертолет для своих вооруженных сил. Тен...

Оружие
10.01.2016 в 06:30
1997 год. Турция объявляет о начале тендера на перспективный вертолет для своих вооруженных сил. Тендер проходил в рамках программы АТАК, согласно которой, военные должны были получить на вооружение 145 единиц боевых вертолетных машин. Тендер предусматривал, что значительная часть вертолетов будет по лицензии построена на собственных авиастроительных заводах компании «Turkish Aerospace Industries». «Конкурсанты» :
- американский AH-64D Apache Longbow;
- американский AH-1Z King Cobra;
- европейский Tiger HCP;
- итальянский А129 MI;
- российский Ка-50-2.

Российская компания «Камов» представила на турецком тендере в 1997 году образец многоцелевого 2-х местного боевого вертолета Ка-50-2, конструктивно повторяющий ударно-разведывательный вертолет Ка-50-2.Конструктивная особенность представленного отечественного вертолета – отделение Lahav Division от израильской компании IAI. Отделение включило в себя современное радиоэлектронное оборудование. Выбор аппаратуры и оборудования, созданных израильскими специалистами понятен – компания IAI приобрела большой опыт по модернизации отечественных и зарубежных образцов авиатехники. Кроме того, израильская компания уже модернизировала турецкие самолеты F-4E, а это значит хорошо знакома с авиарынком в Турции и наконец, согласилась взять на себя часть финансирования российского проекта. На первом этапе проводимого тендера в 1999 году российско-израильские конструкторы продемонстрировали летные возможности боевой единицы К-50-2 и работу электронного бортового комплекса. На этом этапе вертолет подтвердил свои заявленные характеристики и отлично показал себя в турецких условиях, которые отличаются высокими температурами и неровным рельефом. Вертолеты Ка-50-2 испытывали 5 экипажей турецких военных летчиков, которые после полетов дали им очень хорошую оценку.

2-й этап проводимого тендера – оценка участвовавших вертолетов в темное время суток и стрельба из бортового вооружения. Чтобы продемонстрировать данные возможности, на испытания отправляют вертолет Ка-52. За несколько месяцев вертолеты завершили второй круг тендера. Турецкие летчики-испытатели дали и здесь хорошую оценку и летным характеристикам и бортовому оборудованию отечественному боевому вертолету. Огромное впечатление на всех произвели боевые возможности Ка-50-2 – все установленные мишени были успешно поражены ПТУРом «Вихрь», бортовым орудием и ракетами неуправляемого типа.

Но, там где принимают участие американские фирмы, мало что проходит, как положено. Вот и турецкие представители не без пожеланий американцев, выдвигают к отечественной машине дополнительные требования:

- перекомпоновка кабины для тандемной посадки оператора и летчика;
- замена российской 30 мм пушки на французкую 20 мм турельную пушку под НАТОвский патрон;
- замена российских НАР 80 мм калибра на 70 мм натовского образца;
- ряд других требований, незначительных на фоне вышеперечисленных.

Требования заказчика были учтены в рекордные сроки и в этом же году в Анкару на выставку IDEF '99 доставляют макет 1:1 модифицированного КА-50-2, которому дают собственное название «Эрдоган», что в турецком переводе означает «воин».
Модифицировать вертолет в рекордно короткие сроки позволила конструкция базового вертолета модульного типа. У вертолета К-50 отсоединяют переднюю фюзеляжную часть и заменяют ее тандемной кабиной. Пилот размещен впереди кабины, оператор размещен за ним и немного выше. Кабина имеет большую площадь остекления. Остальные части фюзеляжа не потребовали никаких дополнительных изменений и остались такими, какие были предъявлены на тендере.

Примерно посередине фюзеляжа с правой стороны, на опускаемую турель установили 20 мм автоматическое орудие GIAF. Кроме того, ПТУР «Вихрь» заменили на 16 ПТУР западного образца, НАР – до 76 в 19-ти ствольных 70 мм блоках. Для противодействия воздушным целям – 4-е ракеты класса «Стингер». Все пожелания турецких представителей были полностью учтены и доработаны.
Все оборудование вертолета построено на принципах архитектуры открытого типа. Имеет два центральных вычислителя MDP, которые обеспечены двумя системными шинами, имеющих стандарт Mil-Std-1553B. Первая из них отвечает за управление системой вооружения, вторая – за навигационно-пилотажный комплекс. Комплекс обзорных и прицельных систем:

- ОЭПС HMOPS на гиростабилизации, в нее входят: тепло-телевизионный каналы, дальномер лазерного типа, система управления ПТУР;
- тепловизионная система навигации Nav-FLIR;
- системы нашлемного целеуказания с индикацией IHS;
- четыре многофункциональных ЖК индикатора MFCD.

Вертолет обеспечен аппаратурой спутниковой и инерциальной навигации - INS/GPS соответственно, системой радионавигации Тасап, 3 станции УКВ и 1 КВ. Комплекс РЭП – станция РТР, оборудование для обнаружения лазерных облучений, теплопеленгатор и спецустройство отстрела помех пассивного типа.
2000 год. Турция официально объявила, что в тендер выиграл американский AH-1Z "Кинг-Кобра". И прозвучало также заявление о возможности приобретения российско-израильского проекта вертолета, если вдруг американские военные не уступят по ряду предъявленных им условий.

Тогда Турция пересмотрит результаты проведенного тендера и у Ка-50-2 может появиться шанс его приобретения. Заявление турецких властей касалось, прежде всего, передачи по лицензии документов на собственное производство компьютерных комплектующих, в частности бортового вычислителя. 2001 год. Пентагон, предупредил турецкое правительство, что не даст осуществиться турецкому требованию, так как эти технологии имеют гриф «секретно» и пригрозил отозвать экспортную лицензию на AH-1Z "Кинг-Кобра".

После ряда переговоров американская сторона отказалась передавать Турции секретные технологии, из-за чего подписание контракта на поставку и строительство вертолетов AH-1Z сорвалось. В дальнейшем турецкие военные продолжили выбирать перспективную технику для армейской авиации, но вскоре начались проблемы. Так, к середине двухтысячных годов планы по приобретению вертолетов были сокращены до 50 единиц. В качестве потенциального ударного вертолета для вооруженных сил Турции по-прежнему рассматривались несколько машин, заявленных на конкурс ранее, в том числе и российская Ка-50-2.
В конечном итоге, было принято решение объединить усилия компаний AgustaWestland (Италия) и Turkish Aerospace Industries (Турция) и создать новый вертолет на базе существующего A129 Mangusta. Результатом этого стало появление вертолета TAI/AgustaWestland T129, впервые взлетевшего осенью 2009 года. К настоящему времени T129 пошел в серию, планируется построить 60 вертолетов. На данный момент выполнена лишь шестая часть этого заказа.

Российские вертолетостроители до самого конца надеялись на получение заказа, однако в итоге контракт был подписан с итальянской компанией. Все это время компания «Камов» не прекращала работы по совершенствованию имеющейся техники. Так, в 2001 году появились первые сообщения о новой модернизированной версии вертолета Ка-50, оснащенной двухместной кабиной. В некоторых рекламных материалах этот проект фигурировал под названием Ка-54. Перспективный вертолет Ка-54 планировалось предложить министерству обороны России и зарубежным заказчикам.

Проект Ка-50-2 Erdogan не завершился подписанием контракта на поставку серийной авиационной техники, но помог отечественным специалистам получить ценный опыт участия в зарубежных тендерах и сотрудничества с коллегами из других стран. Кроме того, проект «Эрдоган» оставил некоторые «материальные следы» своего существования: прототип на базе Ка-50, оснащенный двухместной кабиной и некоторым новым оборудованием, а также полноразмерный макет с тандемной кабиной и оригинальной выдвигаемой турелью. Ввиду отсутствия соответствующего заказа полноценный прототип вертолета Ка-50-2 с полным составом необходимого бортового оборудования не строился.


Эта статья была автоматически добавлена из сообщества Оружие

Популярное