7 интересных мест Красногвардейского района.

7 интересных мест Красногвардейского района.

Прогуляемся по проспекту Маршака, заглянем на маленькую Эфирную улицу, отыщем потайной ход Мертвого бастиона и остановимся у порохового склада — рассказываем об утраченных, забытых или недавно приобретенных достопримечательностях не самого популярного историко-культурного района нашего чудесного города.

1. Проспект Маршака, улицы Чуковского и Хармса.
Многие слышали, но не все гуляли по улицам, названным в честь знаменитых отечественных писателей. Однако прогуляться по ним можно уже сегодня - участок от Мичуринской дороги до Муринского ручья в Красногвардейском районе сегодня гордо именуется проспектом Маршака, рядом расположилась улица Хармса, а параллельно ей идет улица Корнея Чуковского. Правда, изучить их лучше немного позднее. Все-таки улицы находятся в строящемся микрорайоне, который пока что не сдали.

2. Эфирная улица.
Длинная улица Потапова знакома многим, зато далеко не каждый знает, что вплоть до ноября 1985 года эта улица называлась Эфирной и была совсем небольшой. Свое название получила благодаря эфиру, который и производили на расположившемся поблизости Охтинском химкомбинате. Заводы к сегодняшнему дню остались, а вот маленькой улочки и в помине нет.

4. Церковь во имя Сошествия Святого духа.
В начале Большеохтинского проспекта в 1713 году стояла каменная трех-придельная церковь. Однако со временем она сильно обветшала и была разобрана, а на ее месте был возведен храм в честь Сошествия Святого духа. Одной из главных его святынь стали чудотворные иконы Смоленской Божией Матери и Божией Матери «Всех Скорбящих Радости», а также образ святителя Николая. Кстати, здесь хранилась еще одна значимая реликвия - напрестольное Евангелие, напечатанное в Москве в конце XVII века. Кроме того, при храме действовало кладбище, где можно было найти множество исторических надгробий. После революции храм, как и многие другие святые места в городе, разобрали - случилось это в 1930 году. А о восстановлении речи не велось.

5. Потайной ход на фланке Мертвого бастиона.
Когда-то на месте Свердловской набережной стояла величественная шведская крепость Ниеншанц, которую в свое время до основания разрушил Петр I. Охтинский мыс, как оказалось при раскопках, проводимых для злополучного Охта-центра, хранил совершенно необыкновенный сюрприз: целый «слоеный пирог» из памятников разных эпох. Среди прочего археологи смогли отыскать потайной ход Мертвого бастиона, который представлял собой лестничные спуски, ведущие из бастиона в ров. Благодаря им осажденные могли перемещаться к фланку и вести огонь вдоль линии частокола. Посетить потайной ход не получится, зато даже сегодня можно "побывать" в шведской крепости и представить себе Ниеншанц и город Шлотбург во всей его красе. Для этого достаточно лишь приехать на свердловскую набережную и подойти к памятнику утраченной шведской крепости, установленной на том же самом месте.

6. Охтинский пороховые склады и плотина.
Неподалеку от знакомых многим Александровских ворот в Красногвардейсоком районе над берегом Охты находится бывший пороховой склад. Представить себе его размеры сегодня достаточно сложно - остались лишь небольшие напоминания в виде загаженных кирпичных помещений, поросших густой травой. Зато отлично сохранилась плотина охтинского порохового завода, которую сегодня разукрасили граффити. Кстати, вниз по течению Охты можно обнаружить еще одно напоминание о заводе - дно запруды у бывшей пороховой крутильни укрепили самыми настоящими старинными жерновами пороховых мельниц. Так что даже в воде найдутся напоминания о былых временах.

7. Станция «Охта».
В 1889 году по инициативе барона Корфа началось строительство 36-километровой узкоколейки, по которой ходили поезда от Ириновки до Большой Охты. Естественно, на конечной была построена железнодорожная станция, которая, к слову, была достаточно большой и состояла из целого ряда построек - сам двухэтажный бревенчатый вокзал, здание дорожной администрации, паровозное депо, кабинет врача и мастерские. До сегодняшних дней до нас дошли разве что последние. Сама железная дорога проходила по Ириновскому пр., 5-й Жерновской ул., Рябовскому ш. к Ржевке. В 1895 году движение продлили аж до Невы, где расположили станцию Охта-Нева, а в 1914 году дорогу даже соединили с финляндской железной дорогой. На пути встречались деревянные полустанки, которые тоже не сохранились до сегодняшних дней. Станция исчезла вместе с дорогой. Произошло это аккурат после революции. Полная ликвидация движения пришлась на 1929 год. Пути разобрали, а на их месте проложили пути городского трамвая.

8. Уткина дача.
У места слияния рек Оккервиль и Охты находятся чудом сохранившиеся остатки старинной усадьбы, которую именуют Уткина дача. В середине XVIII века хозяевами участка стала семья Марка Полторацкого - директора придворной Капеллы. Усадебный дом был построен в 1790-х годах по проекту Н. А. Львова. Служебный корпус - в 1820-1830-х годах, автор неизвестен. В 19 веке усадьба принадлежала княгине Шаховской (в замужестве Уткиной), а затем была дарована Человеколюбивому обществу. С 1936 года в здании разместились коммуналки, расселенные в 2010 году. С тех пор усадьба погибает.