Everything.kz

Правша или левша?

Правша или левша?
Правша или левша? Точного объяснения природы леворукости до сих пор нет. Большинство придерживается версии, что выбор в качестве рабочей правой или левой руки зависит от двух генов (один ген определяет полушарие, контролирующее речь, другой — какой рукой будет управлять “речевое” полушарие). За роль наследственности говорит и тот факт, что вероятность рождения левши у праворуких родителей не превышает 2%, если же один родитель левша, то она увеличивается до 17%, а у обоих родителей-левшей — до 46%. Полные или частичные Существует несколько типов функциональной организации двух полушарий мозга: Абсолютные правши — 42%. У них доминирует левое полушарие (ведущие правая рука, нога, глаз, ухо, у таких людей в 95% случаев центр речи находится в левом полушарии), для них характерен словесно-логический характер познавательных процессов, склонность к абстрагированию и обобщению ; Абсолютные левши — 8-10%. При доминировании правого полушария (напротив, ведущие левые рука, нога, глаз, ухо, центр речи в правом полушарии). Для них характерно конкретно-образное мышление, развитое воображение; Отсутствие ярко выраженного доминирования одного из полушарий (равнополушарные люди) — 48-50%. Это либо правши с признаками леворукости, либо левши с признаками праворукости (по ведущему глазу человек левша, а по руке — правша и др.). Возрастная динамика Как правило, сразу после рождения ребенка никто не задумывается, правша он или левша. Но вот время идет, и малыш начинает брать предметы преимущественно левой рукой, потом — и печенье, и ложка упрямо вкладываются в левую руку, и карандаш… И сколько мама не перекладывает обратно — ребенок делает так, как ему удобно. Так уж устроен мозг ребенка: правое полушарие развивается равномерно, а левое — скачками, первый скачок развития — в два года. Именно в этом возрасте можно впервые сказать: “Мой ребенок левша”. Но преобладание ведущей руки может быть условным. Часто ребенок “выбирает” руку нечетко. “Настоящий” левша получается, если правое полушарие определяет ведущие левые руку и глаз. А вот если ведущим является правый глаз, или при левом ведущем глазе — правая рука, получаются “скрытые” левши. Но об этом можно говорить после 4-5 лет, когда ребенок начинает орудовать карандашом. Именно в этом возрасте родители даже праворукого ребенка часто видят зеркальность рисования и письма (левый глаз дает “обратную” информацию для правой руки). И дело здесь совсем не в том, что в какой-то момент ребенка “переучили” (а переучивать левшу — это значит наступить на его здоровье, личность, способности — об этом пишут сейчас все!). В этом возрасте происходит второй скачок развития левого полушария. Причем происходит это у всех детей по-разному. И если выбор руки и глаза происходит в момент доминирования левого полушария — получается “леворукость” — скрытая или явная. Психологи говорят о таких детях “правополушарные”. То есть такие, у которых преобладает образность мышления, эмоциональность, двигательная активность над логикой, размеренностью, “раскладыванием по полочкам” левого полушария мозга. С нарастанием активности левого полушария происходит появление сложных понятий, развитие абстрактного мышления, умение считать и писать. Здесь опять впереди мальчики: уже к шести годам левое полушарие у них может быть более активным, чем у девочек. Поэтому некоторые начинают читать уже в 4-5 лет. У лиц мужского пола функциональная активность полушарий носит более полярный характер, и о преобладании одного из них можно судить уже к 6-7 годам. Правда, иногда у повышенно эмоциональных, впечатлительных и художественно одаренных мальчиков дифференциация мозга идет по тому же пути, что и у девочек. У таких мальчиков дольше сохраняется правополушарная специализация мозга. Они не всегда хорошо пишут, пропускают буквы, не дописывают слова. Камень преткновения для них — таблица умножения. Все это постепенно выравнивается к 3-5-у классу. Если считаться с возрастными особенностями развития мышления, то до 9 лет у ребенка еще не до конца сформированны межполушарные взаимодействия. Другими словами, ребенок еще находится на “распутьи”: какой стиль мышления выбрать. Однако детское мышление в любом случае ближе к правополушарному. Таким образом, во время обучения детей в возрасте 4-6 лет необходимо учитывать особенности “правополушарного мышления”. Как определить? Наиболее простые тесты, разработанные для взрослых, предлагают выяснить, какая из частей ведущая, и по преобладанию сторон — определяют “полушарность”. Для определения ведущего глаза предлагается “прицелиться”, выбрав себе мишень и глядя на нее через своеобразную мушку — карандаш или ручку. Дети с доминирующим левым глазом пытаются следить “справа налево”, потому часто у таких начинающих “читателей и писателей” возникают перестановки букв и даже слогов при чтении и письме. Для определения ведущего уха взрослым предлагают слушать множество слов через наушники (причем в каждый из наушников передаются другие слова). По тому, сколько слов запомнил взрослый через правое и левое ухо определяется “доминантность” уха. Доминантность рук определяется через 3 разных теста: Нужно переплести пальцы рук. При этом сверху всегда оказывается один и тот же палец — ведущей руки. Переплести руки на груди. Наверху (на предплечье другой руки) лежит ведущая рука. Расположите руки горизонтально полу. Похлопайте. Сверху хлопает ведущая рука. Если после исследования выяснится, что у вас преобладает то правая, то левая рука — возможно, вы скрытый “левша”. Доминирование ноги измеряют как среднюю длину шага. “В быту” понаблюдайте: на каком боку вы засыпаете, какую ногу прижимаете к себе. Ведущая нога обычно оказывается “под телом”, поскольку организм таким образом “гасит” лишние импульсы от слишком активной части тела. Если засыпаете на правом боку — то у вас ведущая правая нога, на левом — левая. Если же вы засыпаете на спине или животе, то попросите кого-то понаблюдать, на какую сторону вы переворачиваетесь прежде всего — на правую или на левую. Конечно, если вы уже определили свою полушарность, то хотелось бы и детишек “протестировать”. Даже для совсем маленьких детей можно это сделать при помощи увлекательной игры. Ведущий глаз Приготовьте несколько ярких небольших игрушек, положите в коробочку, в которой есть отверстие только для одного глаза. Пускай малыш заглядывает в отверстие и угадывает, какая игрушка там спрятана, а вы фиксируйте, каким глазом он смотрит при этом. Меняйте игрушки. Ведущий глаз будет подглядывать чаще. Ведущее ухо Приготовьте несколько игрушек с разным звучанием: колокольчик, пищалку, погремушку, коробочку с горохом, часы и т.д. Завяжите ребенку глаза. Не давая малышу предмет в руки (чтобы не было узнавания наощупь), дайте ему “прозвучать”, располагая его перед лицом малыша. Следите, каким ухом ребенок пытается слушать (в какую сторону поворачивает головку). Ведущая рука Также определяется несколькими выборами предметов: предлагайте ребенку игрушки, предметы (в т.ч. ложку, карандаш), следите, какой рукой он их берет. Правда, готовьтесь к тому, что предметы малыш берет правой рукой, а при письме ему удобнее будет писать левой. Если малыш не может никак выбрать ведущую руку (к сожалению, это может продолжаться и до 9-10 лет), пораньше давайте писать обеими руками (по очереди).. Если малыш амбидекстр (обоерукий), то лучше учить писать правой. Если левша — посоветуйтесь со специалистами, как вкладывать карандаш, как приучать руку к письму. Если большинство тестов определили ведущую левую сторону тела — малыш правополушарный. Если ведущая правая сторона тела — левополушарный. Как помочь левше? Если у ребенка ведущий глаз левый, а ведущая рука правая, можно помочь ему научиться читать следующим образом. Помечайте цветным карандашом букву, с которой нужно начинать чтение, а чертой, проведенной сверху вниз, фиксируйте направление глаз при чтении. При зеркальном написании букв — предложите ребенку сконструировать по образцу буквы из палочек разной длины и полукругов или обводить буквы, написанные пунктирными линиями со стрелками, показывающими откуда начинать и куда вести линию. Хорошо вместе с ребенком проговаривать план написания (например, сначала рисуем немного наклонную прямую линию, затем конец ее закругляем и дорисовываем круг — получается цифра “6”). Для развития мелкой моторики и координации рук и глаз левши включите в распорядок дня занятия спортом, лепкой, рисованием, вышиванием, оригами и др. Позаботьтесь о рациональном режиме дня, ведь леворукий ребенок, как правило, возбудим и быстро утомляется. Берегите левшу. Пусть ребенок будет леворуким, но таким же свободным и уверенным в себе, как правша. Дайте свободу его рукам, и он сам многое научится делать обеими руками.
Эта статья была автоматически добавлена из сообщества BabyStores - Детская одежда и обувь Carters