Everything.kz

10 фактов о Марке Шагале и его картине «Прогулка».

10 фактов о Марке Шагале и его картине «Прогулка».
10 фактов о Марке Шагале и его картине «Прогулка». 1. Марк Шагал – один из самых известных представителей русского авангарда, родился в Витебской губернии (его настоящее имя Мовша Хацкелевич), а умер в Париже. В общем, далеко не самая уникальная судьба для человека, появившегося на свет в самом конце XIX века. Однако Шагал прожил 97 лет и стал настоящим символом своего времени. Необычайно плодовитый, он не только написал несколько тысяч картин, но занимался сценографией и сложением стихов на идише. И все же одной из вершин его творчества многие специалисты считают картину «Прогулка», появившуюся в тяжелом для страны 1917 году. 2. Творчество Шагала вообще очень автобиографично. Поэтому у исследователей творчества художника нет сомнений в том, что на полотне он изобразил себя и свою жену Беллу (Берту) Розенфельд. Шагал встретился с ней впервые в 1909 году, и спустя шесть лет они поженились. Белла Розенфельд, дочь богатого ювелира, училась в Москве и мечтала стать актрисой. Родня осуждала ее роман с молодым художником из бедной семьи, жизненные перспективы которого казались весьма сомнительными. Но Беллу не остановила даже четырехлетняя разлука с любимым – Шагал уезжал в заграничную поездку для стажировки. Белла на долгие годы стала музой авангардиста. Он часто изображал ее на своих картинах. Более того, в чертах всех женщин, появившихся на полотнах Шагала можно разглядеть и черты Беллы. По некоторым подсчетам образ этой удивительной женщины присутствует более чем на 2 тысячах работ Шагала. 3. Революция перевернула привычный быт Шагала и его семьи. Имущество родителей Беллы конфисковали большевики. А художника отправили в родной Витебск комиссаром искусств. Но если посмотреть на картины Шагала того периода, то кажется, что жизнь супругов оставалась безмятежной. Именно в этот трудный период он написал несколько картин о счастье с молодой женой. В том числе и «Прогулку». 4. Как и большинство картин Шагала, «Прогулка» метафорична. Лирический полет – это желание оторваться от земли, непростого быта, революции. И, конечно, раскрыть заново тему любви. В своей автобиографической книге он писал: «Художнику надо иногда быть в пеленках». Это вовсе не означает незрелость. Скорее речь здесь идет об умении видеть все чистыми глазами ребенка. Как будто с тобой это происходит в первый раз. Поэтому Шагал – признанный лирик и юморист, бунтарь против правил в искусстве. 5. Художник любил обыгрывать на картинах поговорки и устойчивые выражения. Похоже, что в «Прогулке» он решил вступить в спор с русской пословицей «Лучше синица в руках, чем журавль в небе». Шагал не просто изобразил себя на картине. Он стоит, опустив правую руку, а в его ладони у земли бьется птица. Но хитрец Шагал крепко держит за руку и «журавля» — парящую в небесах Беллу. Значит, подсказывает нам художник, выбор иногда можно и не делать. 6. Витебск – это не только декорации, на фоне которых разворачивается сюжет, но и полноправный герой картины. Свой родной город Шагал писал много. Для него этот город аллегория Иерусалима. В «Прогулке» отражены некоторые детали быта Витебска. Например, бледно-розовая Спасо-Преображенская церковь – ее было видно из окна комнаты художника в родительском доме. А еще – лошади, пасущиеся невдалеке. 7. Можно заметить, что на картине художник изобразил две силы. С одной стороны – это земля, расположенная под ногами самого Шагала, а с другой стороны – небо, в котором парит его жена. Кстати говоря, такое резкое разделение картины на условные «землю» и «небо» берут свое начало в иконописи. И в «Прогулке» Шагал использует эти приемы. Зато, в отличие от икон, настроение в этой картине полно эксцентрического веселья, и есть в ней что-то театрально-цирковое. 8. В 1917 и 1918 году Шагал много и напряженно работает. Так что неудивительно, что «Прогулка» стала частью триптиха. Кроме этого полотна в серию входят также работы «Двойной портрет» и «Над городом». В «Двойном портрете» герои только готовятся к полету – Белла сидит у Шагала на плечах. А в картине «Над городом» уже пролетают над мостовыми вдвоем. 9. Образной основой всех картин триптиха стал мотив победы над земным тяготением, свободного полета людей. Такой мотив встречался у Шагала и раньше, но в начале и середине 1910-х годов он использовал его преимущественно для одной цели - вызвать ощущение странности, резкого смещения привычного. Но в «Прогулке» Шагал стремился сделать полет над землей метафорой достигнутой свободы и счастья. Во всех картинах триптиха герои преодолевают земное тяготение с такой легкостью, что у зрителя и мысли не возникает о неестественности полета. 10. Сейчас триптих «разлучен». Картина «Над городом» попала в Третьяковскую галерею. В 1973 году во время визита в Советский Союз уже сильно пожилой Шагал пожелал навестить ее и долго стоял у полотна. А «Прогулка» выставлена в Русском музее. Впрочем, в эти дни она «путешествует». В ближайшее время она окажется в Малаге на выставке «Шагал и его российские современники». И уже потом вернется в Петербург.
Эта статья была автоматически добавлена из сообщества Я счастлива! Я Женщина!