Everything.kz

Барымташы и Вор

Барымташы и Вор
Барымташы и Вор Современные СМИ называют воров-конокрадов “барымтачами”, это глубокое заблуждение, следствие искажения казахских традиций в советскую эпоху. Это два противоположных полюса. Вор был презираем, потерянная честь была хуже смерти. Украсть просто скот или своровать ценные вещи с юрты - это было большой редкостью у казахов. Воры были до того презираемы, что с них не требовали даже Кун [компенсация], а казнили на месте, если те были пойманы. Самой низостью считалось, разрезать шнурки завязанной двери юрты и украсть ценные вещи, их называли “Баукеспе ұры” (вор разрезавший шнурки от двери юрты). Один из русских путешественников описал такой случай, когда казахи казнили вора, укравшего барана. Хотя казахи даже за убийство не казнили, а требовали заплатить Кун виновной стороной. Барымташы – это по современному коллекторы, но действовали более деликатно, без кровопролития. Если после суда биев, было вынесено решение заплатить виновной стороной определенный Кун, за какое-либо преступление потерпевшей стороне, а виновники и не думают платить, то после некоторого времени, потерпевшие обращались к барымтачам, суд Биев в большинстве случаев были не против. Барымтачи начинали подготовку, проводили разведку, и в один из ночей угоняли скот, в основном это были лошади. Если была погоня джигитов хозяина скота, Барымтачи вступали в бой с дубинками-Шоқпар, и старались вырубить преследующих или выбить их с седла, без убийств. Конечно Барымтачи были очень сильные и крепкие люди, выбить с седла любого Казаха очень трудная задача. Потому что типичный казах тех времен – это суровый и закаленный кочевник, тренированный играми степи как - Күрес (Борьба), Аударыспақ (выбивание с седла), Көкпар и т.д. владеющий прекрасно техникой боя на Шоқпарах. Поэтому Барымтачам приходилось нелегко, опасность была большая, невсегда их вылазки были удачны, преследующие могли использовать и боевое холодное оружие. Если поймают мало не покажется, могли и убить. Если вылазка была удачной, то Барымтачи получали свою долю за услугу. Среди Барымтачей было немало батыров. В военное время они были Батырами, в мирное время Барымташы Американский военный корреспондент Мак-Гахан о кочевниках (1875); «Я не могу не заметить, что все время моего пребывания с казахами оставило самое приятное воспоминание. Они все без исключения были добры ко мне, гостеприимны и честны. Я провел среди них целый месяц, путешествовал с ними, ел с ними и спал в их кибитках; со мною все это время были деньги, лошади, оружие и вещи, которые могли прельщать их как богатая добыча, а между тем я от них ничего, кроме хорошего, не видел; не только не пропало у меня во все время ни малейшей безделицы, но не раз случалось, что за мной скакал казах пять-шесть верст вдогонку, чтобы возвратить что-либо мною забытое. К чему же все эти толки о необходимости цивилизовать подобный народ! К чему ведут все рассуждения Вамбери о сравнительных преимуществах английской и русской цивилизации для них? Казахи замечательно честны, добродетельны и госте приимны – качества, которые немедленно сглаживаются цивилизацией во всех первобытных народах. На мой взгляд, даже жаль прививать такому счастливому народу нашу цивилизацию со всеми сопровождающими ее пороками».
Эта статья была автоматически добавлена из сообщества Қазақстан тариxы | История Казаxстана