Everything.kz

О перспективах нового учебного мира, о плюсах и минусах школьного, заочного и се...

О перспективах нового учебного мира, о плюсах и минусах школьного, заочного и се...
О перспективах нового учебного мира, о плюсах и минусах школьного, заочного и семейного образования и поиске решений мы говорим с психологом, многодетной мамой – практиком хоумскулинга, автором и ведущей курсов для родителей и детско-родительских групп Анной Фёдоровой. – Анна, вы много лет занимаетесь семейным образованием. Почему так? Кого вы учите? – Я по образованию арт-терапевт и клинический психолог. Училась и преподавала в МГППУ. И кроме этого я – многодетная мама, которая всех троих своих детей учила (и учит) дома. Я так изначально решила. Решение принимала про старшего, но за 3 года, отделяющие его от следующей девочки, мы поняли, что этот образ жизни подходит нашей семье и больше не стали экспериментировать. По принципу от добра добра не ищут. Старший сын в этом году закончил 9 класс на пятерки. Все дети перескакивали через класс... – Простите, я вас перебью. А что значит пятерки? Где оценивали его знания, кто оценивал? – Независимо от выбранной формы обучения в 9 классе все должны аттестоваться в той школе, к которой ребенка прикрепят. Так мы и поступили. - Поняла. - Когда дети подросли, мне стали задавать вопросы: как устроено наше семейное образование, с чего начать, а как же социализация и как замотивировать детей дома заниматься. И когда я осознала, что по несколько часов в день трачу на ответы в чатах или по телефону, я стала консультировать за плату, потому что тогда я могу заранее выделить время на полноценную консультацию, понять, в чем запрос, проговорить самые сложные и запутанные моменты. Благо у меня есть и психологическое образование. Потом я стала вести встречи для семей, которые детей учат дома. Всем хочется регулярно встречаться с единомышленниками, а детям интересно делать доклады и рассказывать стихи не только бабушкам. Два года я вела такую группу. Раз в неделю мы собирались на 3 часа: играли, творили, общались, обменивались опытом. И результаты меня радуют: люди будто расправили крылья, почувствовали почву под ногами и выстроили приоритеты в правильном, здоровом порядке. - Я правильно понимаю, что есть семейное образование и домашнее. И что где-то между ними спряталась разница? - Правильно. Домашнее образование – это такая форма образования, которую государство предоставляет детям с различными серьезными заболеваниями. Дети проходят медкомиссию. После ее заключения школа обязана предоставить им педагогов, которые должны приходить к ним домой и проходить с ними программу. Есть еще заочное образование: семья может прикрепиться какой-то школе и регулярно сдавать аттестации. На семейную форму образования имеет право любой человек по закону. Любая семья может его выбрать для своего ребенка по своему желанию. Надо только уведомить местные органы власти, управу, что вы учите своего ребенка сами. В этом случае ребенок до 9 класса имеет право не проходить никакие промежуточные аттестации. Но многие семьи все равно время от времени сдают их, потому что для них это опора. Внешний контроль, подтверждающий, что они на правильном пути, и все хорошо и спокойно. А кому-то аттестации сильно мешают, потому что семейное образование зачастую связано с образом жизни (например кто-то отправляется в кругосветное путешествие года на три). И тогда люди пользуются правом не проходить аттестацию. - У моего тренера по фитнесу двое детей, и она категорически отвергает для себя семейную форму, потому что не в состоянии учить детей сама. Тем более, что младшая девочка идет в первый класс. Как я понимаю, эта форма образования подразумевает отдельный, дополнительный труд для родителей. Им ведь приходится хотя бы отчасти брать на себя функции школы? - Да. Но это труд прежде всего по перестраиванию семейного режима, ритма жизни. Режима не в плане, когда чистить зубы, а образа жизни. Самое трудное – с чем многие родители сталкиваются изначально – в голове у них сидит строгая учительница МарьИванна из начальной школы. И получается, что пока мама вместе с ребенком печет пирог, пылесосит квартиру, клеит обои (то есть учит его тому, чего он раньше не умел) у них все складно и прекрасно. Но как только она хочет поучить его писать крючочки, она у себя в голове включает специфический голос. Мы с родителями включали диктофон и записывали, каким голосом они говорят ребенку: "А теперь мы с тобой будем писать крючочки". Менторским тоном, совершенно не своим обычным голосом. Нормальный ребенок на это реагирует нормально – протестом. Ему не нужна в мамином лице МарьИванна. И если отследить это в себе, понять, что нет разницы учишь ты ребенка резать яблоки для пирога или писать крючочки, все наладится. Конечно, бывают тяжелые случаи, когда маме трудно и яблоки научить резать, потому что она хочет, чтобы кубики были два на два миллиметра, а он как попало все делает. Но более частая проблема в учебном взаимодействии. Именно она вызывает сложности, потому что есть паттерны, которые человек достает из учебного детства, порой травматичного, и начинает автоматически использовать в общении с ребенком. Вторая глобальная сложность, когда ты учишь ребенка дома, и у него нет учебного протеста – начальная школа занимает очень мало времени. Для самых тревожных родителей это полтора часа в день, у нас было меньше. Потому что когда ты дома, начальная школа – это очень легко. Сразу встает вопрос: а что делает ребенок остальное время? Он бы пошел во двор гулять с другими ребятами, но они в это время в школе. Идея, что он весь день самообразовывается тоже странная. Так чем будет заполнен его день, чтобы не было потери времени, чтобы он не болтался, и главное – над чем он будет учиться трудиться? Прошло полгода, а мы уже закончили 2 класс, и что теперь делать? Проходить третий в 7 лет? Очевидно, что нет, потому что это не нужно и даже вредно. - А что же нужно семилетнему ребенку? - Ему нужно научиться трудиться. Сейчас популярна идея, что ребенку должно быть все время интересно и приятно. Общаясь с родителями я часто слышу: хочу, чтобы мой ребенок делал только то, что ему нравится, что ему интересно. Это хорошая штука, чтоб был интерес, чтобы было творчество, но это одно крыло, одна нога. А вторая нога или крыло – это способность прикладывать усилия там, где есть рутина. Потому что как бы тебе ни нравилось дело твоей жизни, там обязательно есть малоприятная рутина, которую надо сделать в любом настроении, в любом состоянии. И этот навык было бы здорово приобрести в детстве. И по моим наблюдениям крючочки в прописях или решение примеров – не тот материал, на котором этот навык приобретается. Потому что когда ребенок решает однотипные примеры, он спрашивает: "Зачем я это делаю?", школьная учительница может на время очаровать ребенка своей харизмой, надавить авторитетом, в том числе и механизмы подавления использовать, внешнюю организацию воли... Дома этого нет, и когда ребенок спрашивает: "А зачем я это делаю?" И мама ему отвечает: "Чтоб приучиться трудиться" или "Чтобы сдать хорошо ЕГЭ через 10 лет", в его 7 лет это прекрасные, но совершенно абстрактные вещи. Ребенку нужно предельно конкретно ощущать, для чего он сейчас работает, каков будет результат. - Нулевая мотивация. - Или даже отрицательная. Ребенку нужна простая вещь: я поработал – я продвинулся, потом я поленился – я обратно откатился. И такие вещи, как музыка, спорт, языки (в зависимости от склонностей ребенка) дают очень ощутимое, внятное телесное чувство. Он поработал – поиграл полчаса на инструменте или разучил два такта, это было очень нудно, скучно, и надо было себя подпирать, чтобы их играть, зато завтра он уже в намного более уверенном положении. И наоборот день-два не поиграл, и очень быстро откатился назад. Я рассказываю на примере музыки, потому что мои дети занимаются музыкой, но то же самое с языками и с теми видами спорта, которые предполагают занятия дома. Поэтому надо обязательно учитывать как будет организовано время и как ребенок научится трудиться. И как маме освоить разные инструменты учебного взаимодействия с ребенком, чтобы это был совместный творческий процесс, который всем пойдет на пользу, а не игра в школу: я – учительница, ты сел, я сказала – ты написал. На исходе начальной школы дома мы приходим к тому, что ребенок сам может спланировать свой день, спланировать свои занятия. Увидеть, где ему надо больше, где надо меньше приложить усилий. Длится это 4 года. Это медленная, довольно кропотливая работа. - По одному из пунктов — про время обучения — я вам возражу, простите. Одно из серьезных и небезосновательных опасений родителей, проучившихся вместе с детьми конец прошлого учебного года дома on-line, что в наступающем году дистант продолжится, и снова придется заниматься постоянно. Очень многие родители жаловались, что они с детьми занимались круглосуточно. И это родители начальных классов, где, как вы говорите, обучение занимает полтора часа в день. Понятно, что в выпускных классах нужно учиться больше, но там другая мотивация включается. С марта по май я прочла десятки душераздирающих историй от приличных людей, которые кляли изоляцию, говоря: мы просыпаемся и сразу садимся за парту, а заканчиваем учиться только ночью. - За время самоизоляции и пандемии я проконсультировала несколько сотен людей, которые учат детей дома и, как им кажется, знают, что такое семейное образование. Я хочу сказать – ничего общего с нашей жизнью дистант в принципе не имеет. Это высокострессовая ситуация, из которой надо искать выход, потому что она загоняет семью в ситуацию, когда идет борьба за выживание. В семейном образовании план нашей жизни определяем мы. Это означает, что я смотрю на программу по математике для 2 класса и вижу, что мне нужно изучить действия в пределах 100, такие-то меры длины и начать изучать умножение и научиться решать текстовые задачи в два действия. Эти блоки можно визуализировать, выписав себе на стенку: я должна пройти 5 больших тем за год. Теперь я знаю, сколько моему ребенку нужно заниматься и с какой регулярностью. Есть текстовые задачи в 2 действия, раз в неделю я дам ему 5 таких задач. Есть действия в пределах 100 – прекрасно. Мы идем гулять. Пока добираемся до детской площадки мы друг другу придумываем задачки, примерчики. Дети это обожают. Мы вообще не тратим на них время дома – все порешали, посчитали по дороге . Что у нас еще? Умножение. Я никогда не учу таблицу умножения, я считаю, что лучше посчитать тысячу раз, чтобы она запомнилась из действий. Что-то мы перевели в устный план, примеры на листочке написали. Или сегодня у меня текстовые задания, я меры длины закрепляю, и я могу сказать: "Иди померяй шкаф. Померяй полки в шкафу. Дециметры, сантиметры, переведи мне размер в миллиметры". Я буду так учить. На дистанционном обучении у меня спущенный школой график: когда ребенок должен сидеть перед экраном и что он должен делать. Я должна расчистить ему угол в комнате или целую комнату. Обеспечить, чтобы в это время был свободный компьютер, чтоб я на нем не работала, муж не работал, старший брат не работал. Во-вторых, у меня есть объем заданий, который я должна сделать сегодня. Его мне спустили, он ко мне никакого отношения не имеет, но я его должна выполнить. Получается, если раньше школа хотя бы часть работы брала на себя, теперь я все должна сама обеспечить. Откуда у меня ресурс? Откуда время? Да еще ребенок говорит: "Почему вдруг так?" Учителя тоже в большом стрессе: они не привыкли работать дистанционно, поэтому они давали очень нелогичные, неровные задания. Люди жаловались: на этой неделе надо решить 15 задач, а на той неделе было три. Почему? Потому что учитель тоже мандражирует, он не привык так работать. Но при всем сочувствии к учителю больше всего страдает семья – мама, папа и все остальные решают 15 задач только потому, что это извне созданный план жизни, который им никак не подходит. А они под это не подписывались. Они отдали ребенка в лучшую школу района лучшему учителю, и были уверены, что его там всему научат. И вдруг учителями оказались они сами. - В идеале, если я вас правильно понимаю, должен быть выбор: школа или семейное образование. Дистант плохо сказывается и на образовании и на атмосфере в семье. И на детях и на родителях. - Да. Люди массово бежали в заочное образование, где нет каждодневных заданий и надо отчитаться за полугодие. А что делать, если мама работает? Надо также учитывать, что в каждой семье свой темп. Один ребенок медлительный, другой быстрый. В ситуации, когда я сама учу ребенка, я буду стараться все совместить с моей реальной жизнью, школа на меня не ориентируется. Поэтому, когда школьное обучение пришло домой, оказалось, что очень нагрузочная система. А если в семье несколько детей, организовать школу дома объективно очень трудно даже самым продвинутым, образованным и сознательным родителям. Получается дублирование воли: школа распланировала день моего ребенка, а выполнять план должна я. Это как если бы вам начальник сказал, что вы работаете дома, но вы должны сидеть на стуле 15 минут каждый час и в эти 15 минут у вас обязательно пальцы должны быть на клавиатуре. Вы скажете: "Слушай, тебе важно, какую работу я сделаю или сколько я буду так сидеть?" Также и каждодневное домашнее задание, если мы учимся дома, оно организует наше время, но не влияет на результат. Мы начинаем думать: что я делаю – играю по правилам или я хочу, чтобы у ребенка осталось какое-то впечатление от этого предмета. От того, что он его изучал, проходил, знакомился с ним. - Непростое это дело образование. Любое: домашнее, заочное, семейное. - Непростое. Но независимо от того, что ты выбираешь – дистанционно сидеть перед экраном с учительницей или заочное обучение, надо понять: сейчас для семьи ситуация экстремальная и школьную программу по минимуму требовать. Мне важно, чтобы не ушел интерес к учебе, чтобы не ушла привычка трудиться. А если он не пройдет программу по литературе или по географии за этот класс, он найдет способ это прочитать, когда все выровняется или посмотреть фильмы. В такие времена из самой по себе программы не надо делать цель. Цель – сохранить интерес к учебе. - Попробуйте сказать это маме мальчика, который учится в 11-м классе. Она же знает, что если он не поступит в институт, то пойдут в армию. И все это нагромождается в голове одно на другое – страшная история. - Это неприятная история про мальчика, который, если не поступит, пойдет в армию. Для многих это неприемлемый вариант. - А при этом он учиться не может, потому что входит в тот процент людей, которые в силу своих особенностей не воспринимают дистант. Патовая ситуация? - Выпускники в очень уязвимом положении, особенно выпускники-мальчики! Но тут должна вступать в действие логика военного времени. Что нам нужно? Крыша над головой, питьевая вода и пропитание. Иначе говоря, нам нужно поступить в такой-то вуз, нам нужны эти предметы, нам нужен средний балл аттестата – то есть, мы решаем практические задачи. Либо начинаем разворачивать историю про альтернативную службу. Вот такая практическая задача: мне неважно, чтобы он вырос суперобразованным человеком. Если ребенок сейчас не прочитает "Войну и мир", он потом решит, надо ему это или нет. Сейчас у нас план поступить в институт, мы работаем над этим. Он не может дистанционно, не может с экрана – надо искать, что он может. Плохо читает? Пусть слушает аудиокнигу. Не любит слушать аудиокнигу? Пусть посмотрит экранизацию. Есть бабушка, которая умеет читать, есть соседка – учительница физики. Главное, перестроить мозги с "я хочу, чтобы у меня ребенок получил прекрасное общее образование", на "сейчас – пандемия, а нам поступать через год". А это сложно. Потому что сложно свои мозги перестроить с обычных установок. У тебя пять поколений дедушек-профессоров, и ты, конечно, не хочешь, чтобы твой сын пошел в армию, а потом в слесари. Коронавирус не мы придумали, но мы надеемся, что он кончится. А пока надо вместе выбираться из этого. - Минобраз и департамент образования Москвы обещают – 1 сентября дети вернутся в школы. Что за полгода дистанта могло произойти с психикой ребенка? Полезен этот опыт или вреден? Он никогда не изживет эту травму или, наоборот, забудет и продолжит учиться дальше? Какими вы видите лучший сценарий и худший. - Выдающийся детский психиатр, преподаватель МГППУ Нина Михайловна Иовчук всегда говорит: психически здоровому ребенку очень сложно нанести в
Эта статья была автоматически добавлена из сообщества Мама, папа и малыши ♥ Моя любимая семья