Everything.kz

РЕЧЕВЫЕ ИГРЫ

РЕЧЕВЫЕ ИГРЫ
РЕЧЕВЫЕ ИГРЫ Одним из важных элементов речевых игр является смена ведущего. Сначала задание дает взрослый, а выполняет ребенок, потом ребенок придумывает задачку для взрослого, а тот послушно выполняет задание, и так далее с чередованием ролей. Возможность почувствовать себя «руководителем» игры особенно важна для становления самосознания детей, не являющихся лидерами среди ровесников. ⭐ «Считаем всё!» (развитие внимания, памяти и счета) Взрослый и ребенок договариваются считать все предметы определенной категории, которые будут встречаться по дороге в детский сад. Например, легковые машины красного цвета или всех детей, идущих навстречу. Следующий этап игры – это счет предметов сразу двух категорий (например, деревья и голуби), который ведется последовательно: одно дерево, один голубь, два дерева, три дерева, два голубя, четыре дерева, три голубя и т. д. ⭐ «Что на что похоже» (развитие связной речи, наблюдательности, творческих способностей) Ребенку предлагается подобрать слова-сравнения: Белый снег похож на…(что? а еще на что?), дом похож на…и…, туман похож на… и…, столб похож на… и…и… Если есть возможность остановиться и подумать, то можно поискать похожее к проплывающему облаку, интересно изогнутой ветке дерева, луже или трещине на асфальте. ⭐ «А что, если…» (развитие связной речи и мыслительных процессов) Взрослый начинает фразу, ребенок заканчивает. А что произошло бы, если бы не стало ни одной машины? … если бы из крана текла не вода, а апельсиновый сок? … если бы не было конфет? … если бы было все вокруг твоим? … если бы все взрослые превратились в детей, а дети – во взрослых? (И т. д., можно придумать различные варианты). ⭐ «Сравнивалки» (развитие речи, памяти, мышления) Ребенку предлагается сравнить два предмета, назвав их сходство и различие. Начать лучше с простого, например, сравнить кошку и собаку (это животные, домашние, есть хвост, четыре лапы…кошка мяукает, а собака лает…), корову и лошадь. Затем можно сравнивать совершенно разные предметы и явления. Сравните дом и дорогу, камень и машину, птицу и реку, утро и вечер, стол и вазу, лошадь и телегу, кошку и яблоко, сказку и песню. ⭐ «Объясни инопланетянину» Ребенку предлагается помочь инопланетянину, незнакомому с нашим языком, понять, что значит то или иное слово (клюшка, зонтик, сапоги и т. п.). Например, «велосипед» - это транспорт, который (умеет) …, состоит из…, служит для…, бывает… ⭐ «Бывает – не бывает» (развитие речи, внимания, мышления) Взрослый говорит фразу, ребенок должен хлопнуть в ладоши, если так быть не может. Например: Почтальон принес письмо, Шапочка резиновая, Кошка варит кашу (хлопок), Яблоко соленое (хлопок), Папа идет на работу, Телефон звонит в дверь (хлопок), Поезд летит по небу (хлопок), Ветер качает деревья, Мама идет в школу, Картина прибила гвоздь (хлопок), Пол бежит по кошке (хлопок), Зимой идет снег, Собака гуляет по крыше (хлопок), Мальчик виляет хвостом (хлопок), Снежная баба лепит Ваню (хлопок), Писатели пишут книги, Чашка упала на потолок (хлопок), Катя ужалила осу (хлопок) и т. д. Варианты игры: «Съедобное – несъедобное», «Летает – не летает». ⭐ «Рыба – птица – зверь» (развитие внимания, переключаемости, скорости реакции) Взрослый проговаривает как считалку: «рыба – птица – зверь – рыба – птица – зверь…», затем останавливается на одном из трех слов, например «птица». Ребенок должен как можно быстрее назвать любую известную ему птицу. Варианты игры: «Дерево – овощ – фрукт», «Одежда – посуда – игрушка». ⭐ «Цепочка слов» (обогащение словарного запаса, закрепление умения выделять первый и последний звук в слове, развитие памяти, внимания) Взрослый и ребенок по очереди называют слова, обозначающие предметы, с правилом, что каждое новое слово должно начинаться на последнюю букву предыдущего. Повторять уже названные слова нельзя. Например: кошка – автобус – сок – куст – танк – капуста - ... ⭐ «Я положил в мешок…» (развитие речевой памяти и внимания) Взрослый начинает игру словами «Я положил в мешок…», после чего называет любой предмет, например, «шкаф». Ребенок продолжает: «Я положил в мешок шкаф и…», добавляя свое слово, например, «кошку». Далее взрослый: «Я положил в мешок шкаф, кошку и яблоко». Ребенок: «Я положил в мешок шкаф, кошку, яблоко и самолет». Таким образом, каждый следующий ход требует проговаривания всей предыдущей цепочки слов. ⭐ «Муха» (авторы , ; для детей старше 6 лет; развитие внимания, пространственных представлений) Для этой игры потребуется небольшая подготовка дома. Нарисуем поле из клеток 3 х 3 как для игры в «крестики – нолики». Это будет «дом» мухи, в котором 3 этажа, на каждом этаже 3 комнаты. Перемещение мухи с одной клетки на другую происходит посредством подачи ей команд («Вверх!», «Вниз!», «Вправо!» или «Влево!»), которые она послушно выполняет. Исходное положение мухи — центральная клетка игрового поля. Сначала муха движется по командам взрослого, а ребенок должен показать и назвать ту «комнату»-клеточку, где муха остановилась (например, правый верхний угол). Затем путь мухе командует ребенок, а следит за мухой взрослый. Для начала достаточно пути из 5 - 7 перемещений. Например, командует родитель: вверх – вправо – вниз – вниз – влево – вверх – влево, где муха? Ребенок: в левой средней клеточке. Когда ребенок научится хорошо играть с использованием нарисованного поля, что случается довольно скоро, можно переходить к игре в воображаемом плане. Поле в этом случае каждый из участников представляет перед собой, поэтому играть можно в любое время в любом месте. «Муха» требует от играющих постоянной сосредоточенности: стоит кому-то из них хоть на мгновение отвлечься или подумать о чем-нибудь постороннем, и он тут же потеряет нить игры и вынужден будет ее остановить. ⭐ «Как можно использовать?» (развитие речи, творческого мышления) Выбирается предмет. Необходимо придумать как можно больше вариантов его использования. В качестве предметов рекомендуем: пластиковая бутылка, лист бумаги, зонтик, скрепка, катушка, ластик и т. п. Например, выбрали кнопку: ею можно сделать дырку в чем – либо, можно обвести вокруг карандашом и получится кружочек, можно скрепить листы бумаги, нацарапать надпись, сделать волчок и т. д. ⭐ Рифмы и стихи а) Один игрок говорит слово, другой – рифму на него, после чего роли меняются. Например: «сестрёнка» – бурёнка, «рябина – дубина»… б) По очереди называем рифмы на одно слово. Например: «ложка» – ножка, кошка, матрешка…и т. д. в) Первый игрок говорит слово, второй рифму на названное слово, третий сочиняет двустишие с этой парой рифм. Например: первый – «дорожка», второй – «мошка», третий – «Вышел Мишка на дорожку, наступил на злую мошку». ⭐ «Заколдованная буква» Эта игра имеет множество вариантов, объединяет их то, что за основу берется одна конкретная буква. а) Составьте рассказ на одну букву. Например: «Сонькин сон». Сонька сладко спала. Соне снится сон. Снег серебрится. Солнце сияет. Сонька с семьей собирается строить снеговика. Сонькины сани сами скатываются со склона. Санки скрипят. Сонька смеется. Семья смастерила самого симпатичного снеговика. б) Надо назвать имя, город, животное, птицу и растение на заданную букву. Например: Марина, Москва, мамонт, малиновка, можжевельник… и так далее. в) Надо назвать на одну букву слова определенной категории. Например: имена, профессии, животные. ⭐ «Отгадай предмет» (развитие мышления) Взрослый загадывает какой-либо предмет. Ребенок должен отгадать, что задумано, задавая взрослому вопросы, на которые можно отвечать только «да» или «нет». Например, задумано «цветок»: - Это живой предмет? – да - Он может ходить? – нет - Его можно взять в руки? – да - Я его сейчас вижу? – нет… и т. д. до угадывания. ⭐ «Причины – следствия» (развитие мышления) 1. Взрослый предлагает ребенку придумать как можно больше причин, по которым могло случиться то или иное событие. Например: на асфальте лужа. Почему? Варианты ответов: прошел дождь, у кого-то разбилась бутылка с водой, налили специально для птичек, из самолета выпал пакет сока, здесь мыли машину… 2. Требуется придумать как можно больше возможных последствий к какому–либо действию. Например: в ванной не закрыли воду. Что может произойти дальше? ⭐ «Назови предмет по функции» (развитие речи, мышления) Попробуйте называть предметы одним словом по той функции, которые они выполняют. Лопатка – “копалка”; стул – “сиделка”; телевизор – “смотрелка”; карандаш – “писалка”; вентилятор – “дулка”; холодильник – “холодилка” и т. п. Помимо того, что игра полезная, она еще и веселая! Она неизменно вызывает у детей смех, так как они понимают, что подобных слов нет и это словотворчество на волне веселья тоже весьма полезно. ⭐ «Слова – шифровки» (развитие речи, внимания, мышления) Возьмите любое слово и “расшифруйте” его, то есть придумайте предложение, первое слово в котором начинается с первой буквы выбранного слова, второе – со второй и так далее. Например: «суслик» - солнечным утром сосновый лес изумительно красив. ⭐ «Полслова за вами» (развитие речи, скорости реакции, мышления) Ведущий говорит часть какого-либо слова (имя существительное). Играющие по очереди должны немедленно закончить слово. Например: «Ка» – «нал»; «Ма»- «газин»… ⭐ «Снежный ком» (развитие памяти, внимания, мышления, речи) Игроки по очереди должны составлять предложение, постепенно расширяя его. Например: Дом. – Дом стоит. – Дом стоит на горе. - Дом стоит на высокой горе. – Красивый дом стоит на высокой горе. и т. д. ⭐ «В королевстве кривых зеркал» (развитие внимания) Читаем вывески и дорожные надписи задом наперед. Такое чтение позволяет внимательнее прочитывать каждую букву и предотвратить возможные будущие дисграфические ошибки. ⭐ «Противоположности» (развитие речи, внимания, мышления) Предлагается подобрать антонимы к заданным словам: высокий – низкий, тяжелый – легкий, вверх – вниз. Слова для подбора: день,зима,мир,друг,правда,жизнь,любовь,молодость,замерзание,восток,север,свет,лентяй,польза,начало,смех,добро,радость,утро,небо,гора,быстрый,бедный,большой,больной,блестящий,взрослый,верхний,вежливый,гладкий,горький,глубокий,добрый,жидкий,жесткий,жадный,колючий,короткий,кривой,красивый легкий,ловкий,мокрый,новый,острый,сытый,старый,твердый,толстый,трудный,трудолюбивый,холодный,робкий,полезный,чуткий,переменчивый, умный,черствый,честный,храбрый,хрупкий,широкий,ясный,гасить,греть,помогать,ложиться,смеяться,говорить,удаляться,делать,мерзнуть,строить,разделять,прибавить,увеличить,запретить,собиратЬ,мять,хвалитЬ,садиться,опускаться,работать,уронить и т.д. Следующий этап игры: подобрать противоположности к словосочетаниям. Например таким: Светлый день, хорошее начало, холодный север, короткое лето, ленивый мужчина, добрый друг, жаркое утро, большой город, трудная задача, веселая девочка, белый потолок, ранний рассвет, громкий смех, высокое дерево, горячий завтрак, толстый старик, старый пень, глубокий овраг. ⭐ «Я знаю пять…» (развитие памяти, мышления, скорости реакции) В эту игру обычно играют с мячом, называя слова под каждый удар об землю. Так одновременно развивается и моторика, и координация движений. Но можно играть, просто прохлопывая каждый ответ в ладошки. Например, родитель загадывает: «Я знаю пять ИМЕН!». Ребенок хлопает в ладоши: «Один - Таня, два - Оля, три - Саша, четыре - Алеша, пять – Дима». Можно загадывать названия животных, цветов, виды посуды, мебели и т. д. ⭐ «Не пропусти…» (развитие речевой памяти, внимания) Игроки договариваются, какую категорию предметов они будут выделять. Например, деревья. Ведущий перечисляет любые существительные: стол, кошка, улица, липа, ветер, молоко, береза... При упоминании названия дерева игрок должен хлопнуть в ладоши. Можно загадывать цифры, животных, цвета, имена, профессии и т. п. ⭐ «Я вижу что-то…» (развиваем наблюдательность, поисковую активность) Родитель отмечает какой-то предмет в зоне видимости и описывает его («Я вижу большую зеленую горку, куст с розовыми цветами, тетю с таксой…») ребенку, который должен отыскать взглядом загаданный предмет. ⭐ «Слова с одной буквы» (развитие речевой памяти, внимания) Взрослый и ребенок по очереди называют слова начинающиеся на одну букву (кошка, каша, ключ…) Тот, кто не может больше вспомнить слово, оказывается проигравшим. Здесь родителю важно создавать для ребенка ситуацию переменного успеха. ⭐ «Предметы одной формы» (развитие внимания, мышления, речи) Взрослый и ребенок по очереди называют предметы круглой (квадратной, треугольной и т. п.) формы. ⭐ «Отгадай предмет по названию его частей» (развитие речи, внимания, мышления) Кузов, кабина, колеса, руль, фары, дверцы (грузовик). Ствол, ветки, сучья, листья, кора, корни (дерево). Дно, крышка, стенки, ручки (кастрюля). Палуба, каюта, якорь, корма, нос (корабль). Подъезд, этаж, лестница, квартиры, чердак (дом). Крылья, кабина, хвост, мотор (самолет). Глаза, лоб, нос, рот, брови, щеки (лицо). Рукава, воротник, манжеты (рубашка). Голова, туловище, ноги, хвост, вымя (корова). Пол, стены, потолок (комната). Подоконник, рама, стекло (окно). Другой вариант игры: «Что из чего состоит?» Например: кот — тело, голова, лапы, когти, хвост, нос, уши, глаза, усы, шерсть. Варианты заданий: часы - ..., лошадь - …, кукла - …, самолет - …и т. д. ⭐ «Отгадай, что это?» (развитие речи, внимания, мышления) Отгадывание обобщающего слова по функциональным признакам, по ситуации, в которой чаще всего находится предмет, называемый этим словом. Например: Растут на грядке в огороде, используются в пищу (овощи). Растут на дереве в саду, очень вкусные и сладкие (фрукты, ягоды). Движется по дорогам, по воде, по воздуху (транспорт). Упругий, круглый, гладкий, прыгает (мяч). ⭐ «Назови лишнее слово» (развитие речи, внимания, мышления) Взрослый называет слова и предлагает ребенку назвать «лишнее» слово, а затем объяснить, почему это слово «лишнее». 1. «Лишнее» слово среди имен существительных: кукла, песок, юла, ведерко, мяч; стол, шкаф, ковер, кресло, диван; пальто, шапка, шарф, сапоги, шляпа; слива, яблоко, помидор, абрикос, груша; волк, собака, рысь, лиса, заяц; лошадь, корова, олень, баран, свинья; роза, тюльпан, фасоль, василек, мак; зима, апрель, весна, осень, лето; мама, подруга, папа, сын, бабушка. 2. «Лишнее» слово среди имен прилагательных: грустный, печальный, унылый, глубокий; храбрый, звонкий, смелый, отважный; желтый, красный, сильный, зеленый; слабый, ломкий, долгий, хрупкий; крепкий, далекий, прочный, надежный; смелый, храбрый, отважный, злой, решительный; глубокий, мелкий, высокий, светлый, низкий. 3. «Лишнее» слово среди глаголов: думать, ехать, размышлять, соображать; бросился, слушал, ринулся, помчался; приехал, прибыл, убежал, прискакал; пришел, явился, смотрел; выбежал, вошел, вылетел, выскочил. 4. Варианты с несколькими правильными ответами: Дядя, тетя, мальчик (тетя – не мужского пола, а мальчик – не взрослый); Тигр, слон, медведь (слон – не хищник, а медведь – не живет в Африке); Кошка, собака, волк; Слон, крокодил, змея; Окно, картина, зеркало; Лужа, озеро, река и т. п. ⭐ «Кто кем был раньше?» (развитие речи, внимания, мышления) Курочка была раньше цыпленком, а еще раньше яйцом. Рыба была раньше мальком, а еще раньше икринкой. Яблоко было раньше цветочком, лошадь – жеребенком, мама – девочкой, бабочка – гусеницей и т. д. ⭐ «Что общее?» (развитие речи, внимания, мышления) Вы называете: береза, дуб, клен. Ребенок должен обобщить – это деревья. Чашка, ложка, вилка – это посуда. Самолет, вертолет, дирижабль – это транспорт (уточняем: воздушный). Следующий этап игры – назвать общее у нескольких предметов: мяч, солнце, шар — ... бутылка, ваза, чашка — ... лист, трава, крокодил — ..
Эта статья была автоматически добавлена из сообщества ♥ РАННЕЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ♥ делаем детство ярче ♥