Everything.kz

Легендарные музыкальные альбомы

Легендарные музыкальные альбомы
Легендарные музыкальные альбомы Давид Тухманов "По волне моей памяти" (1976) К 45-летию со Дня релиза Концептуальный альбом композитора Давида Тухманова. Получил свое название по одной из вошедших в него песен на стихи Николаса Гильена в переводе Инны Тыняновой. Тухманов определял жанр альбома как арт-рок. Участвовавшие и не участвовавшие в альбоме музыканты оценивали его как «революцию» в современной им (прежде всего советской) популярной музыке; сразу после своего появления диск стал в СССР культовым. Фактическим продюсером альбома, при участии Тухманова, выступила его жена Татьяна Сашко; она же отбирала весь литературный материал для песен. Бо́льшая часть молодых и малоизвестных на момент издания альбома солистов получила после его выхода всесоюзную, главным образом аудио-, известность — Мехрдад Бади, Игорь Иванов, Александр Бырыкин, Владислав Андрианов, Сергей Беликов, Людмила Барыкина. Известность двоих солистов - Наталии Капустиной и Александра Лермана не персонифицировалась — их имена в связи с эмиграцией в США были изъяты с обложки цензурой. Все клавишные партии в альбоме были сыграны самим композитором. В середине 1970-х годов, по мнению Давида Тухманова, для популярной музыки в СССР сложилась достаточно уникальная ситуация, в которой сошлись «советская песня с её замечательными чертами, художественными и поэтическими», «новые веяния западной музыки», коммерциализация популярной музыки («фирма „Мелодия“, государственная организация, начала думать о коммерции») и ослабление цензуры («чуть посвободнее стало в прохождении материала»). Сам Тухманов, написавший к этому времени несколько шлягеров, чувствовал, что как композитор реализован не полностью. Свои знания в области классической музыки он хотел соединить «с ритмическими формами популярной музыки — электронным звучанием, аранжировкой…». Новизна задачи была ещё и в том, что музыку, «которую можно назвать и эстрадной», Тухманов соединял с классической поэзией. При этом тексты для него были первичны, и на поиск стихов, «которые могли бы уложиться в форму песен и звучать современно», ушло длительное время. Большинство текстов были переводами, и Тухманов решил использовать в песнях цитаты на языке оригинала — чтобы «намекнуть» слушателям на то, что «поэзия-то, в принципе непереводима» Тухманов начиная работу над альбомом "По волне моей памяти" выбрал в качестве инструменталистов нового проекта музыкантов ансамбля «Верные друзья» — Бориса Пивоварова (гитара), Аркадия Фельдбарга (бас-гитара) и Владимира Плоткина (ударные), оставив себе роль клавишника. К моменту выхода альбома «По волне моей памяти» произошел разрыв между Тухмановым и Валерием Ободзинским (на тот момент солистом "Верных друзей"), и Тухманов, не без основания считавший «Верных друзей» группой Ободзинского, убрал с обложки альбома все упоминания о них. И это при том, что принадлежность всех других музыкантов проекта к каким-либо музыкальным коллективам была не без ошибок, но явно обозначена. Ефим Дымов, возглавлявший «Верных друзей» после разрыва ансамбля в конце 1977 года с Валерием Ободзинским, считал, что если бы Тухманов написал на обложке альбома о принадлежности Пивоварова, Фельдбарга и Плоткина к «Верным друзьям», то популярность ансамбля впоследствии была бы существенно выше. Сами Пивоваров, Фельдбарг и Плоткин своим участием в тухмановском проекте всегда гордились, и с той же самой ритм-секцией Тухманов тогда же записал вышедшее лишь в 1978 году своеобразное продолжение «По волне моей памяти» — миньон «Памяти гитариста. Памяти поэта». По выражению журналиста Алексея Михалёва, снявшего к 40-летию выхода альбома документальный фильм «На своей волне», Тухманову удалось «создать суперкоманду, своего рода „сборную Советского Союза“». Прежние советские эстрадные певцы, в большинстве певшие классическими поставленными голосами и часто без микрофона, не годились для реализации идеи альбома. Тухманову нужны были солисты, в голосах которых он с помощью микрофона мог выявить «новые краски». Обложку для диска рисовал художник и музыкант Александр Шварц. Тухманов приглашал его к себе домой, играл на рояле мелодии, а уже у себя дома Шварц воплощал идеи, на которые его вдохновляла эта музыка. При последующих переизданиях альбом выходил и с другими вариантами обложек, так или иначе отражавшими первоначальную концепцию. По утверждению телеведущего Юрия Николаева, первый тираж альбома «даже не дошёл до магазинных прилавков, растворившись на чёрных рынках». Игорь Иванов, исполнивший на альбоме песню «Из вагантов», нигде не мог купить диск с собственной песней и получил его в подарок от Тухманова. Тухмановский альбом в значительной мере повлиял на развитие популярной музыки в СССР. Писатель и журналист Василий Голованов на страницах журнала «Юность» в марте 1985 года назвал альбом в числе наиболее значимых отечественных произведений, сумевших «потеснить» англоязычный рок. В 2005 году канал СТС снял одноимённый мюзикл в честь 30-летия выхода альбома, который был показан в канун нового, 2006-го года. В 2014 году радиостанция «Серебряный дождь» включила альбом в перечень «50 культовых пластинок фирмы „Мелодия“». В 2016 году «Российская газета» в материале к 40-летию выхода пластинки назвала её «настоящей бомбой, отзвуки разрыва от которой слышны до сих пор». Пластинка была переиздана чехословацкой государственной компанией Supraphon по лицензии «Мелодии» в серии, издаваемой совместно с еженедельником Mlady Svet — «Diskoteka Mladeho Sveta» под названием «Na vlně mých vzpomínek».
Эта статья была автоматически добавлена из сообщества Культур Мультур Обзор. Culture Multure Review