Everything.kz

Проблема школьного насилия, издевательства и травли детей в учебных заведениях п...

Проблема школьного насилия, издевательства и травли детей в учебных заведениях п...

Is Covid Pandemic Over?

Проблема школьного насилия, издевательства и травли детей в учебных заведениях перестала быть узко педагогической и местной школьной. Она рассматривается международным сообществом как важнейшая в области обеспечения защиты прав детей, как благородная задача воспитания здорового и счастливого поколения. ООН учредила с 2012 года специальный День борьбы с травлей 4 мая для привлечения внимания родителей и педагогов к проблеме и для ее решения. Краткая история Дня борьбы с травлей По данным статистики каждый четвертый школьник испытывает на себе травлю и издевательства одноклассников. Такое положение существует во всех странах мира. День борьбы с травлей возник по инициативе канадских учителей Дэвида Шеперда и Тревиса Прайса, которые обратили внимание на издевательства над одним учеником и запустили кампанию борьбы с этим явлением под названием «День розовой рубашки», так как над ребенком начали издеваться после его прихода на занятия в розовой футболке. День розового получился случайно. В городе Кембридж, один из старшеклассников стал объектом травли из-за розовой футболки, в которой он пришел в школу. Несколько ребят, которые славились своим плохим поведением начали обзывать его геем, и грозились побить. Учителя решили развязать инцидент по-мирному. Они купили розовые футболки, и попросили других ребят надеть их на школьные занятия. Но наследующий день в школу пришли в розовом практически все дети. Эти события проходили в 2007 году. В этот день рекомендовано во всех школах проводить «Час против ненависти» и другие мероприятия, направленные на воспитание у детей уважения друг к другу, доброты, понимания, дружбы и взаимопомощи. К мероприятиям этого дня присоединились 25 стран мира. Полученный результат в одной школе вдохновил. Тогда и было решено ввести День борьбы с травлей на международном уровне. Проблему травли между подростками можно решить, если о ней говорить и предпринимать какие-то действия. В этот день рекомендовано во всех школах проводить «Час против ненависти» и другие мероприятия, направленные на воспитание у детей уважения друг к другу, доброты, понимания, дружбы и взаимопомощи. К мероприятиям этого дня присоединились 25 стран мира. Эксперты ООН разработали целые инструкции для педагогов и общественных организаций, которые должны проводить День борьбы с травлей по всему миру. Краткое содержание этих документов сводится к следующему: ✅ нужно взрослым научиться самим и научить детей сопереживанию, создавать атмосферу уважения к правам детей и нетерпимости к унижению и травле; ✅ учителям, родителям и опекунам необходимо оказывать всяческую помощь жертвам травли, использовать ненасильственные методы воспитания детей, вести разъяснительную работу с инициаторами травли и их родителями; ✅ необходимо научить детей противостоять издевательствам, уметь сопротивляться травле, знать, к кому обращаться в таком случае, разработать механизм психологической помощи жертвам травли; постоянно проводить мониторинг ситуаций в детском коллективе, своевременно пресекать случаи травли детей, проводить общешкольные психологические тренинги и консультации по борьбе с этим явлением; ✅ на государственном уровне должна быть установлена ответственность за издевательства и нарушение прав ребенка. Приведенные рекомендации имеют неотложный и реальный характер. Только общими усилиями педагогов, родителей, опекунов и самих детей можно искоренить явление, которое отравляет жизнь миллионам детей во всем мире. Детская жестокость: реальные истории о травле в школе Можно изучать тему буллинга, анализируя, сравнивая и обобщая данные социологических исследований, а можно обратиться к частным случаям. Именно это мы и сделали. История 1 Мария: «…из-за угла выбегает мой одноклассник Миша и ударяет меня кулаком в живот - туда, где солнечное сплетение. Я стала задыхаться и снова заплакала…» С первого по третий класс я просто ненавидела школу: я была полненькой, и одноклассники из-за этого постоянно меня дразнили. У меня не было друзей, и на уроках я сидела за партой не одна, только потому что учителя нас рассаживали «мальчик-девочка» и по зрению. Все три года в школе я вспоминаю как сплошной кошмар, но особенно отчетливо помню один случай. В тот день наша учительница заболела, ее заменяла другая, и тогда все сели по парочкам - кто с кем дружит. Соответственно, у меня соседа не было. Сзади меня сидели Катя и Аня, две подружки, и смеялись надо мной, а когда я им несколько раз ответила, они стали тыкать мне в спину и бок циркулем. Мне было больно и обидно, и я выбежала из класса. Поплакав в туалете и немного успокоившись, я решила вернуться на урок. Выхожу, а из-за угла выбегает мой одноклассник Миша и ударяет меня кулаком в живот - туда, где солнечное сплетение. Я стала задыхаться и снова заплакала, а рядом стояли те самые Катя и Аня и смеялись. Оказалось, они подговорили Мишу меня ударить. Я подхожу к своей парте и вижу, что мои вещи раскиданы по всему кабинету. Мне было так обидно! Надо мной издевались всю начальную школу. В пятом классе из-за проблем со здоровьем мне пришлось перейти на домашнее обучение, а когда в девятом классе я вернулась на уроки, мои одноклассники совсем не были этому рады. В общем, если спросить меня, что хорошего в было школе с первого по девятый класс, я отвечу: «Ничего». Кстати, родителям я никогда не жаловалась: пыталась доказать, что я взрослая и могу решить свои проблемы сама. А так как свои эмоции я привыкла скрывать, мне кажется, учителя вряд ли догадывались о том, что надо мной издеваются. История 2 Елена: «...у нее начались серьезные проблемы с психикой. Когда мальчики об этом узнали, они перестали дразнить Иру». Со мной в седьмом классе училась девочка Ира Полосная - из интеллигентной семьи. Я не понимаю, как нашим мальчикам пришло в голову поменять в ее фамилии букву «л» на «н», но именно из-за этого ребята начали издеваться над Ирой. Причем одноклассники не только обзывали ее, но еще и показывали действиями и жестами свою неприязнь. Например, когда она заходила в класс, они выкрикивали «фу, чем запахло?», затыкали нос рукой и сидели так на уроке. Никто не вступался за Иру: были только те, кто травит, и те, кто наблюдает. Я была в числе вторых. Сначала мне ее было жалко, а потом стало все равно. В какой-то момент Ира перестала ходить на уроки, ее не было где-то полмесяца или месяц. Оказалось, у нее начались серьезные проблемы с психикой. Когда мальчики об этом узнали, они перестали дразнить Иру. Видимо у них в голове что-то щелкнуло, и они мгновенно осознали, что: «Хватит, достаточно!» У учителей была нейтральная позиция: они могли сказать «это нехорошо» и «перестаньте», но реальных мер не предпринимали: заняли ту же позицию, что половина класса – наблюдателей. История 3 Алина: «Обиднее всего было, когда давали прозвища. Я ненавидела свою фамилию со школы Наш класс не был дружным: все общались группами. Я никогда не выделялась, одевалась скромно и вообще была очень неуверенным в себе ребенком. Наверное, именно поэтому меня выбрали объектом травли, причем издевались мальчики, постоянно обзывая и придираясь к внешнему виду. В младших классах это проявлялось не так сильно, как в средней и старшей школе. Обиднее всего было, когда давали прозвища. Меня называли дубиной из-за фамилии Дубова. Я ненавидела свою фамилию со школы, а когда вышла замуж, без раздумий ее сменила. Мой комплекс прошел только в 25 лет, как будто Алина Дубова осталась в той жизни, а с новой фамилией у меня началась новая жизнь. Одну мою одноклассницу называли колобком из-за ее полноты. В итоге девочка села на диету и похудением почти довела себя до анорексии. Я долго терпела, но в какой-то момент мне надоело молчать. Я стала отвечать на оскорбления – и в этом, как оказалось, была моя ошибка. Моя реакция их только раззадоривала. Так продолжалось десять лет. Все сошло на нет после одной ситуации в 10 классе. Перед началом нового учебного года я подружилась с одной компанией, в которой несколько парней были настоящими гопниками. Однажды они узнали, что одноклассники надо мной издеваются, и решили приехать в школу, чтобы с ними разобраться. Я не указала на обидчиков, но те, когда увидели меня в компании таких друзей, сразу изменились в лицах, и больше уже ко мне не цеплялись. Изредка могли пошутить, но уже не так жестко, да и я перестала реагировать. Я закончила школу восемь лет назад, но до сих пор вспоминаю это время с содроганием и отвращением. Но теперь, если при мне обижают слабого, я не буду молчать, потому что понимаю, каково это - когда над тобой все смеются, и никто не может заступиться. История 4 Галина: «Они били ее ногами! За Кристину никто не заступился». В школьные годы я жила в небольшом провинциальном городке. К нам в седьмом классе пришла девочка Кристина, она была кореянкой. В начале мы думали, что у нас будут проблемы в общении с ней, но Кристина очень хорошо знала русский язык, потому что родилась в России. У меня, как и у всех на тот момент, была в классе своя компания, в которой было несколько девочек. Кристина довольно быстро примкнула к нам. Кристина хорошо училась, прекрасно разбиралась во всех предметах, была доброй и открытой, всегда всем помогала и давала списывать. В нашем классе ее никто не обижал, а вот ребята на несколько классов младше нас стали обзывать Кристину «узкоглазой». Мы не понимали, как реагировать, ведь прежде не встречались с межнациональной ненавистью. Поступали по-разному: иногда ничего не отвечали и уходили, иногда советовали Кристине не обращать внимания, а иногда прогоняли обидчиков. В один из дней у нас последним уроком была физкультура, мы все вымотались, потому что бежали кросс. Я и моя лучшая подруга Настя после занятия ушли домой, а Кристина зачем-то осталась на стадионе. На следующий день в школу вместо Кристины пришла ее мама. Она рассказала, что после уроков ее дочь избили на стадионе. Сделали это те самые мальчики, учащиеся на несколько классов младше нас, а заводилой был самый неадекватный из них, которого в школе терпеть не могли. Они били ее ногами! За Кристину никто не заступился. Я не понимаю, откуда у этих парней столько жестокости… Даже сейчас, когда я об этом рассказываю, у меня все внутри сжимается. Кристина долго лежала в больнице с сотрясением мозга, отеками и синяками. Последствия избиения еще долго напоминали о себе, она иногда говорила: «Ой, это у меня после того случая болит». Негласное правило в буллинге: «Ты либо со всеми, либо – не вмешивайся» Итак, что мы имеем. Жертвами травли дети становились по абсолютно разным причинам: полнота, фамилия, национальность, неуверенность в себе. И это лишь малый список из большого числа рассказанных историй. Страшно, когда ребенок идет в школу, где должно быть безопасно, а возвращается оттуда с ушибами и синяками, потому что одноклассникам не понравилась его одежда. Страшно, когда подросток не боится высказывать свое мнение, а ему за это объявляют бойкот. Страшно, когда добрую девочку годами унижают из-за того, что ее фамилия созвучна с каким-нибудь смешным словом. Главная причина травли в школе, которую, на мой взгляд, иллюстрируют все эти истории – желание ученика самоутвердиться за счет тех, кто слабее. Агрессоры всегда выбирают в жертву беззащитного человека: так они кажутся себе сильнее. Сказать, что агрессорами всегда выступали ребята из неблагополучных семей − нельзя. «Это были обычные мальчики из обычных семей, не асоциальные личности, они не стояли на учете. У кого-то полные семьи, у кого-то нет» − поясняет одна из жертв школьного буллинга. Судя по историям, агрессором может стать любой человек, и крайне редко можно это предугадать. Невольно вспоминается еще одна история. Девочка рассказала родителям, что над ее одноклассницей издеваются. Мама решила показать дочери советский фильм «Чучело» про то, как девочку травили в школе. Семиклассница Юля, так зовут рассказчицу, после просмотра кино возмутилась жестокости детей. Тогда мама спросила ее, пробовала ли Юля заступиться за одноклассницу, которую травят? Она ответила: «Нет. Как бы ни было жалко, но я ничего не скажу». И это неудивительно. Свидетели буллинга чаще всего не вступаются за жертву, потому что боятся сами стать объектом травли. Кроме того, дети нередко присоединяются к буллингу, потому что другие «тоже так делают». «Ты либо вместе со всеми, либо, если ты против, не вмешивайся» - так звучит негласное правило. А вот что рассказчики говорят о действиях учителей: они «…иногда давали подзатыльники», «…заняли позицию наблюдателей», «говорили нам не обращать внимания…», и «вряд ли догадывались». Получается, в одних случаях педагоги были в курсе, что над ребенком в классе издеваются, но ничего с этим не делали. В другом - даже и не представляли, что ученицу травят, что сомнительно, ведь девочка убежала в слезах прямо с урока. Почему педагоги не вмешивались – вопрос, который требует отдельных размышлений. Но, может, если бы они мгновенно среагировали на первые же признаки буллинга, то и жертв травли было бы значительно меньше, а, может, и не было бы вовсе. Взрослым не доверяют Главная проблема - подвергшиеся травле дети не надеются на помощь взрослых - ни родителей, ни учителей. Опрос студентов показывает: больше половины подростков, подвергшихся унижениям в классе или в спортивной секции, вообще никому не рассказывали о своей беде. Из тех же, кто рассказал о проблеме родителям, говорят, что взрослые им ничем помочь не смогли. Жертв буллинга меньше среди тех, кого изначально поддерживают взрослые, кому помогают решить трудности, возникшие в школе. Если ребенок чувствует поддержку, вероятность того, что более сильные сверстники решаться его травить, заметно снижается. Подростки чувствуют слабых, за счет которых можно самоутвердиться, и тех, с кем лучше не связываться. Даже если такой человек физически слабее. В международных исследованиях, которые перелопатили, приводятся такие не очень обнадеживающие выводы: Отсутствие доверительных отношений с родителями повышает шанс подростка как стать жертвой буллинга, так и инициатором травли. Чем выше родитель оценивает школу, тем меньше он придает значение жалобам ребенка о том, что он жертва буллинга. То есть логика взрослых такая: «Мы отдали тебя в самую престижную школу в районе (городе). Это было непросто. Все, что ты говоришь об атмосфере здесь, - неправда, ты просто ищешь повод здесь не учиться». Спусковой крючок Школьники, которые постоянно подвергаются издевательствам со стороны сверстников, чувствуют себя неуверенно, они находятся в ожидании нападения. Чувствуют себя изгоями, часто замыкаются в себе. Результаты международного исследования PISA показали, что 26% постоянных жертв буллинга чувствуют неудовлетворенность жизнью, часто пропускают занятия (больше трех-четырех раз в 2 недели).
Эта статья была автоматически добавлена из сообщества ॐ СТРАНА РОДИТЕЛЕЙ ॐ