Everything.kz

"Философия в Древней Руси". Часть 1. Представления о философах в Древней Руси.

"Философия в Древней Руси". Часть 1. Представления о философах в Древней Руси.
СЛАВЯНЕ
"Философия в Древней Руси". Часть 1. Представления о философах в Древней Руси. Друзья, мы продолжаем рассказывать об истории славян, их мировоззрении, а также о самых ярких мыслителях племени славянского и их следе в истории. #Наука@slaviane #Русь@slaviane #Цикл@slaviane По традиции философами считали античных мыслителей всех направлений. Платон почитался как «внешних философ верховный», преподносился как мудрый наставник Александра Македонского, как видный политический мыслитель и основоположник логического мышления. Это удивительно, но, вопреки распространенному стереотипу, в древнерусских источниках встречается уважительное отношение к философам, которых условно выделяют в группу «материалистов» – Демокриту и Эпикуру. Сохранились свидетельства о том, что даже высшие духовные лица Руси не гнушались цитировать слова и труды философов, например, Ростовский архиепископ Вассиан в своем «Послании на Угру», укрепляя ратный дух Ивана III, вышедшего в 1480 г. против хана Ахмата, призывает быть стойким и ссылается при этом на заимствованное из «Пчелы» и приписываемое Демокриту изречение: «Слыши, что глаголет Димокрит, философом первый: Князю подобает имети ум ко всем временным, а на супостаты крепость, и мужество, и храбрость, а къ своей дружине любовь и привет сладок». С именем Платона связывалось и происхожденеи понятия «демократия»: «Толкует же ся Димокрит – народоначалник или староста. Димократия, толк – народовладение». А об Эпикуре писалось следующее: «Епикур бе некого философ еллинский, иже честен бе в них, того ради и исходящии от училища его нарицахуся епикуры философы», т. е. «эпикурейцы». Но бывало и на Руси, что учения древних философов порицались, как напрмиер в словах Георгия Амартола, Иоанна Экзарха и весьма колоритно выражено у протопопа Аввакума в «Книге бесед»: «...бывше Платон и Пифагор, Аристотель и Диоген, Иппократ и Галин, вси сии мудри быша и во ад угодиша». В целом отношение к античным мыслителям было как к «первым философам», предшественникам христианской мудрости; они могли то сближаться с нею, то противопоставляться ей. В первом случае они нередко уподоблялись ветхозаветным пророкам, предвосхищавшим появление Христа, во втором – считались носителями враждебной христианству внешней мудрости «мира сего». Первым примером серьёзных системных трудов являются просветительские сочинения Николая Милеску Спафария. В «Арифмологии» он называет «четыре художества великих: философия, феологиа, законоучение и дохторство, сиречь художество исцелительное» и перечисляет имена семи великих эллинских мудрецов: «Клеовул, Хилон, Периандер, Питтак, Солон, Виас, Фалис». В «Книге иероглифийской», призванной «явити высокую мудрость и учение», излагаются многие концепции эллинской, египетской и патристической философско-богословской мысли, связанные с попытками постигнуть неисчерпаемую глубину Бога как субстанции бытия человеческого. Здесь присутствуют «преострый ум Аристотель», «предревний он философ и первый Фалис Милисианин», Августин, Пифагор, Платон, «Димитрий Фалирий филосов», Эмпедокл, Дионисий Ареопагит, «Симонид философ», легендарный Гермес «тривеличайший и предревний царь и филосо египетский», Анаксагор, а также Григорий Нисский, Арий, Евномий и другие крупнейшие мыслители, богословы, представители канонических и еретических течений. К философам, в пространном смысле этого слова, относили также античных ораторов, писателей, ученых, и прост оименитых граждан, инфомрация о которых, в совокупности с их делами, была доступна: Исократа, Демосфена, Менандра, Гиппократа, Галена, Вергилия (которого чаще всего ошибочно называли эллином) и многих других, чьи имена прочно вошли в историю мировой цивилизации. Не минули на руси и древнегреческую мифологию, например, Прометею приписывалось создание греческой письменности: «Премифеус – еллинский бе философ во дни Исуса Наввина, иже грамматикийскую философию древних лет уведав». «Философицей» названа Афина Паллада в одном из Азбуковников. Источник: Громов, М.Н. Образы философов в Древней Руси [Текст] / М.Н. Громов; Рос. акад. наук, Ин-т философии. – М.: ИФ РАН, 2010. – 190 с. ; 17 см. – Библиогр. в примеч.: с. 163–188. – 500 экз. – ISBN 978-5-9540-0182-2.
Эта статья была автоматически добавлена из сообщества СЛАВЯНЕ