Everything.kz

Андрей Нальгин. О новых мультиках Путина

Андрей Нальгин. О новых мультиках Путина
Андрей Нальгин. О новых мультиках Путина Политика мультяшных достижений расцветает в России пышным цветом. И выходит на новый этап. Но всё-таки в наш век компьютерных технологий, когда уже и школьник может создать в несложном видеоредакторе вполне реалистичную сцену, как-то несолидно показывать примитивную графику почти десятилетней давности. Сердце требует прорывных решений. И они, конечно же, тоже нашлись. Прорыв на новый уровень состоялся. Вместо рисованных мультиков теперь будут кукольные. И первый образец такого рода – новейший российский лёгкий тактический самолёт Су-75, известный как Сheckmate («Шах и мат»), который был представлен Путину в рамках авиасалона МАКС-2021. Внешне всё выглядело очень пристойно – боевая раскраска, два наклонных элевона, как у самолёта X-32 компании Boeing, откидывающийся назад каплевидный фонарь, как у Су-57, элегантные обводы корпуса и в целом дизайн стильный, хотя и не самый оригинальный. Замечательно, если бы не одна мелочь. Представлен всё же не самолёт, а некий «опытно-экспериментальный образец в нелётной конфигурации». То есть нечто, что не взлетит. Впрочем оно, возможно, и так не взлетит. Во-первых, пока это набор хотелок российских военных и руководителей ОАК. То, как они себе представляют лёгкий самолёт 5-го поколения. От макета до серийного производства могут пройти годы и годы. Достаточно вспомнить, что прототип Су-57 в натуральную величину был показан Путину ещё в 2004 году, в воздух первый лётный экземпляр поднялся шесть лет спустя, а к настоящему времени собрано всего две машины (и ещё две, как ожидается, попадут в войска до конца года). При том, что Су-57 базировался ещё на советских заделах, а Су-75 – якобы оригинальная разработка с нуля, выполненная на компьютерах всего за год с небольшим. Во-вторых, для этого прототипа точно так же нет двигателя обеспечивающего параметры самолёта пятого поколения – полёт на сверхзвуке не в режиме форсажа – как и для Су-57. Разговоры про появление этого двигателя в серии идут уже про 2027 год. На первых порах, возможно, будут использоваться модернизированные АЛ-31ФН-М3 или АЛ-41Ф1С. Но они не позволяют достигать требований к пятому поколению и стыдливо именуются двигателями «первого этапа» для истребителей поколения 4++. В-третьих, вызывает сомнения заявленная стоимость самолёта для внешнего рынка – 25-30 млн долл. против 150 млн долл. у F-35 Lightning II, причём на меньшей, всего в 300 единиц серии, чем у F-35. Это с учётом отсутствия на сегодняшний день не только двигателя, но и отечественных композитных материалов и собственной современной микроэлектроники. Причём из-за технологических санкций перспективы получить всё это, мягко говоря, неопределённы, а сами ограничения могут послужить прекрасным оправданием, почему не смогли… ОАК просит у государства на новую разработку 1-2 трлн руб. на первое время. Но в процессе бюджет может возрасти в разы, а то и на порядок. Причём вне зависимости от успешности проекта. Примеров тому не счесть в новейшей российской истории XXI века. Ибо единственное, что великолепно умеют делать эффективные путинские менеджеры – надувать щёки и раздувать сметы. Показывать модные презентации и выпрашивать новые деньги. До тех пор, пока «либо ишак, либо падишах». А вот обеспечивать анонсированные результаты – это не про них. Зато макеты красивые… Тут можно вспомнить историю с «Арматой» (Т-14) – кстати «Шах и мат» заявлен также как платформа. Сначала говорилось о планах МО РФ закупить 2300 танков до 2020 года, потом внезапно выяснилось, что проект является «слишком дорогим для массовых закупок» и речь зашла об установочной партии порядка 50-100 машин. Причём она должна была появиться в войсках сначала до конца 2020 года, потом срок сдвинулся на 2021 год, а теперь – уже и на 2022-й. И грозные «Арматы» так и остаются опытными образцами для парадов. Где гарантии, что «Checkmate» не повторит этот же путь? И не слишком ли накладно выкидывать триллионы бюджетных рублей на красивые макеты?
Эта статья была автоматически добавлена из сообщества ХРОНИКА ВСТАВАНИЯ С КОЛЕН