Everything.kz

#живопись@slaviane

#живопись@slaviane
СЛАВЯНЕ
#живопись@slaviane АЛЕКСАНДР ДЕЙНЕКА (1899-1969). НИКИТКА - ПЕРВЫЙ РУССКИЙ ЛЕТУН . 1940. Холст, масло . Государственная Третьяковская галерея. "Художник писал картину на основе красивой сказки о русском Икаре, прыгнувшем с Распятской колокольни в Александровской слободе на глазах Ивана Грозного. Колокольня – шедевр каменного шатрового зодчества XVI века. Высокая, с шестью колоколами звонница, далеко обозреваются оттуда окрестности. Люди всякого звания и состояния пришли посмотреть на новую “царскую потеху”. Все смотрят вверх, на колокольню, откуда собирается Никитка “сигать с крылами”. Увидев полёт, люди – кто смотрит испуганно, кто закрывает голову руками, кто в восхищениии от смелости Никитки. Источники утверждают, что “смерд Никита, боярского сына Лупатова холоп”, смастерив деревянные крылья, обмазал их воском, обвалял в пухе и “аки птица”, полетел с Распятской колокольни. Полёт оказался удачным. Перелетев крепостную стену, Никита приземлился на берегу реки Серой. А в царском указе об этом сказано: “Человек не птица – крыльев не имеет, а коли кто выдумку бесовскую к рукам приставит, против природы творит. И за сие содружество с нечистой силой отрубить выдумщику голову . Тело бросить свиньям на съеденье, а выдумку после священной литургии огнём сжечь”. Казнили смельчака Поступок Никитки смелый, он знал что может погибнуть, но все же за свои убеждения боролся". А вот что говорил о своей картине автор: " Наше время любви к авиации, к людям с конструкторской смекалкой, с чкаловской смелостью и упорством дало художникам необычную тематику для картин с парящими в воздухе планерами, живописным фейерверком парашютистов. Наша молодежь, летая на планерах, прыгая с парашютами, заставила меня вспомнить о первом русском летуне Никитке. Современность выдвинула Никитку как образ русской смекалки, удальства, воли. В живописи прошлого мало картин, говорящих о смелых делах простого люда. Народные сказки говорят о ковре-самолете, старые летописи глухо упоминают о безымянных смельчаках - холопах, которые мастерили крылья, желая парить над землей. Удивительно равнодушие художников прошлого к замечательной, по существу, судьбе Никитки: о нем ни одной картины не написано! Я изобразил Никитку во время лёта, в момент мускульного напряжения, в момент, так сказать, пафоса лёта. Картина построилась по вертикали, с большим пространством неба. Я вытянул колокольню за верхнюю раму. Чтобы дать самую высокую точку в городе того времени, я установил колокольню на высоком берегу реки. Летящий Никитка сделан первым планом. Этот перенос переднего плана на верх картины дает динамику, известное зрительное беспокойство всей картине. Это же дало возможность следящий внизу люд повернуть лицом к зрителю. Я стремился показать все разнообразие чувств людей, видящих такое необычное для того времени явление: злобу и страх одних, неприязнь других, сочувствие и восторг третьих. Зимний пейзаж с уходящими вдаль лесами за рекой, простота цвета и ясность живописных планов должны помочь тому, чтобы картина была хорошо видна на далеком расстоянии. За последнее время мною написаны две исторические картины: «Запорожцы и поляки» и «Никитка — первый русский летун». Отталкиваясь от них, мне хочется снова писать про дела сегодняшних дней, полные героизма». А. А. Дейнека
Эта статья была автоматически добавлена из сообщества СЛАВЯНЕ