Everything.kz

СЛОВАРЬ ДРЕВНЕ-РУССКИХ ЛИЧНЫХЪ СОБСТВЕННЫХЪ ИМЕНЪ.

СЛОВАРЬ ДРЕВНЕ-РУССКИХ ЛИЧНЫХЪ СОБСТВЕННЫХЪ ИМЕНЪ.
СЛАВЯНЕ
СЛОВАРЬ ДРЕВНЕ-РУССКИХ ЛИЧНЫХЪ СОБСТВЕННЫХЪ ИМЕНЪ. Николай Тупиков. 1903 год. #Наука@slaviane #История@slaviane Мы уже несколько раз обращали внимание уважаемых подписчиков на материалы об именах в Древней Руси и, даже, своеобразном продолжении этого поста. Пожалуй, пришло время познакомиться с рукотворным памятником науки авторства Н.М. Тупикова (1869-1900). "Словарь древнерусских личных собственных имен" составлен крупнейшим специалистом по исторической антропонимики в дореволюционной России Н.М. Тупиковым (1869-1900). Это не только самый фундаментальный на сегодняшний день научный труд, посвященный русскому нехристианскому именослову, но и приглашение к дальнейшим наблюдениям и исследованиям. Словарь адресован как специалистам по древнерусской ономастике, так и всем читателям, интересующимся историей русской культуры, ее истоками и подлинной традицией. Описание: Уникальный в своем роде, не переиздававшийся с 1903 года и давно ставший библиографической редкостью словарь, составленный талантливым филологом Н.М.Тупиковым (1869–1900), содержит огромный корпус личных именований наших соотечественников почти за 800 лет русской истории. Для специалистов по ономастике. Николай Тупиков создал одно из самых занимательных произведений нашей лингвистики — словарь нецерковных имен древнерусских людей. Мы давно перестали понимать русские фамилии. Козловы думают, что Барановы произошли от баранов, а Барановы утверждают, что предками Козловых были козлы. Даже молодая исследовательница в своей только что защищенной диссертации кандидата филологических наук связывает распространение фамилии Волков на Тамбовщине с большим количеством волков в этом регионе. От Тупикова мы узнаем: и Козел, и Волк, и Баран были самые обыкновенные русские люди. В 1658 году полковник Левонтий Козел находился в Миргороде, в 1492-м в Москве проживал дьяк Иван Волк Курицын, а мещанин Матысь Баран жил в Кременце. Были мужчины по имени Огурец, Баба и даже Батман. Настоящая работа Н.М. Тупикова не доведена до конца, разобраны не все источники. Встречаются в ней неточности. Но, несмотря на это, это один из немногих обзорных трудов, по которым, во-первых, можно попытаться восстановить свою родословную, во-вторых, в нем проведена любопытная схема этапов двойного употребления имен у русских, мирского и церковного и их взаимоотношение между собой. Например: «XII в. «имя ему крестьное Яков, а мирскы Творимир», «1056. «в крещении Йосиф, а мирьскы Остромир» и т.д. «Церковнославянско-греческие личные имена в Древней Руси выполняли ограниченную (культовую) функцию, которой долго противостояла не менее высокая и явно более широкая роль традиционного народного древнерусского (великокняжеского) имени.» (О.Н. Трубачев «В поисках единства: взгляд филолога на проблему .@
Эта статья была автоматически добавлена из сообщества СЛАВЯНЕ