Everything.kz

23 октября (10 ст.ст.) 1818 г. в Москве родился Козьма Терентьевич Солдатёнков,...

23 октября (10 ст.ст.) 1818 г. в Москве родился Козьма Терентьевич Солдатёнков,...
23 октября (10 ст.ст.) 1818 г. в Москве родился Козьма Терентьевич Солдатёнков, один из крупнейших московских благотворителей, русский фабрикант, книгоиздатель, меценат, владелец художественной галереи. Козьма не получил систематического образования, большую часть своего времени проводя, как и его старший брат Иван, в лавке отца, помогая ему по хозяйству и на практике изучая премудрости купеческого дела. В двадцать один год Солдатёнков стал самостоятельно вести дела и, кроме торговли пряжей, занялся дисконтом и стал пайщиком ряда крупных торгово-промышленных фирм. С 1840-х гг. Козьма Терентьевич увлёкся коллекционированием произведений искусства. Собрание Солдатёнкова, получившее известность как частная художественная галерея, размещалось в стенах его особняка на Мясницкой. Солдатёнкову удалось собрать в своей коллекции свыше двухсот произведений русского изобразительного искусства: картины В. А. Тропинина, П. А. Федотова, К. П. Брюллова, В. Г. Перова, И. И. Левитана и др.; сотни гравюр и рисунков; а также скульптуры М. А. Чижова, М. М. Антокольского, Н. А. Лаверецкого, Н. А. Рамазанова. В художественное собрание входило и несколько десятков произведений западноевропейского искусства — картины и копии с античных скульптур. Значительную ценность представляло собрание икон. Козьма Терентьевич был и страстным библиофилом: его обширная библиотека насчитывала свыше 20 тыс. книг на русском языке (историческая, философская, художественная литература, книги по искусству). В 1856 г. Солдатёнков в партнёрстве с Николаем Михайловичем Щепкиным открыл Товарищество книгоиздания К. Солдатёнкова и Н. Щепкина. Издательская фирма не преследовала коммерческих целей: партнёры издавали труды передовых и малоизвестных широкой публике российских литераторов и зарубежных авторов. Здесь было выпущено первое в России 12-томное собрание сочинений В. Г. Белинского, а также сочинения Т. Н Грановского, стихи Н. А. Некрасова, А. В. Кольцова, Н. П. Огарёва, Д. В. Григоровича, сборники «Народные русские сказки» и «Народные русские легенды» А. Н. Афанасьева, труды Адама Смита. Все книги были хорошо и дорого оформлены, а стоимость была невысокой, поэтому тиражи быстро раскупались. К тому же Солдатёнков издавал дешёвые учебники и книги для чтения для крестьянских детей. Козьма Терентьевич в течение долгих лет жертвовал средства на развитие музейного дела в России. Он не только создал свой собственный музей, но и оказывал ежегодную поддержку Московскому Публичному и Румянцевскому музеям. В 1894 г. он перевёл 2,4 тыс. рублей за гипсы Мюнхенской глиптотеки для создаваемого И. В. Цветаевым Музея изящных искусств. В 1856 г. Солдатёнков ассигновал 86 тыс. рублей на строительство каменного корпуса в Измайловской военной богадельне, пожертвовал также средства на стипендии и пособия нуждающимся студентам Московского университета, на стипендии учащимся московских гимназий, Арнольдо-Третьяковскому училищу глухонемых, на пособия невестам и рекрутам, а также на уплату земских повинностей крестьянского общества деревни Прокунино Московской губернии. По духовному завещанию Солдатёнкова на его средства (2 млн. рублей) в 1910 г. была построена крупнейшая в Москве «бесплатная больница для всех бедных без различия званий, сословий и религий» (ныне больница им. С.П.Боткина). По завещанию купца картинная галерея, книги по искусству (8 тыс. томов) и 15 тыс. экземпляров журналов были переданы Румянцевскому музею. Одних только картин в собрании насчитывалось около двухсот семидесяти, кроме того — гравюры, акварели, скульптуры. Часть собрания икон была завещана Покровскому собору Рогожского кладбища. Козьма Терентьевич Солдатёнков скончался 19 мая (1 июня) 1901 г. и был похоронен на Рогожском кладбище. В последний путь Козьму Терентьевича провожала вся Москва. Гроб с телом Солдатенкова несли от самого Кун­цева (его подмосковного имения) до Рогожского кладбища 5 часов. В похоронной процессии можно было увидеть представителей всех сословий – от крестьян до вельможных особ. На могилу было возложено более 70 (!) венков. Один из них – собственноручно городским головой князем Голицыным – "От города Москвы". Незадолго до смерти Козьма Терентьевич, собравший вокруг своей кунцевской усадьбы уникальное общество замечательных людей - представителей русской культуры, благотворителей, близких себе по духу радетелей о процветании русского государства и просвещениии русского народа, которым либо дарил, либо продавал за копейки участки земли приобретенного им нарышкинского усадебного владения под дачные участки, решил перестроить старую усадебную церковь Знамения Пресвятой Богородицы. Старая обветшала и стала тесна для увеличившегося числа прихожан. Солдатенков во время путешествия по Европе был пленен древневизантийскими храмами и мозаиками Равенны и храм хотел выстроить именно в равенском стиле. К сожалению, довершить задуманную перстройку он не успел. После кончины Козьмы Терентьевича строительсвом занялась его вдова и дети. Уникальный для Москвы храм был потроен по проекту архитектора Сергея Иустиновича Соловьева и стал еще одним памятником знаменитому благотворителю и наглядным пособием по раннехристианскому искусству. Члены семьи устроили семейную усыпальницу в подклете храма и продолжили традиции солдатенковской благотворительности. Богослужения были прекращены в 1932 году. Колокольню снесли, две главки приделов сбили, мраморный иконостас уничтожили. Разрушили и склеп потомков Солдатенкова (местонахождение захоронений неизвестно), находившийся в южной части церкви. Храм был переоборудован под фабрику, лыжную базу, библиотеку, военно-спортивный клуб. В склепе была устроена сауна. Такая вот благодарная память уникальной семье, такое истинно советское отношение к уникальным памятникам культуры. Теперь поборники советской идеологии призывают нас любить историю и не рушить памятники
Эта статья была автоматически добавлена из сообщества КАСС 2.0 - Коалиция АнтиСоветских Сообществ