Everything.kz

Цикл постов: РЮРИК.

Цикл постов: РЮРИК.
СЛАВЯНЕ
Цикл постов: РЮРИК. Часть 1 #к_обсуждению@slaviane #творчество_участников@slaviane Мы приближаемся к самому интересному и интригующему моменту в русской истории. Ибо в 862 году по "Повести Временных Лет" образовалось наше с вами государство. В "Повести Временных Лет" Нестор писал: «В лето 6360, индикта 15 день (852 год), когда начал царствовать Михаил, стала называться Русская Земля. Узнали мы об этом, ибо при этом царе приходила русь на Царьград, как пишется в летописании греческом. Поэтому отсюда начнём и числа положим». В византийских источниках нет никаких сообщений о нападении русов в 852 году. Константинопольский Патриарх Фотий в речах-беседах «На нашествие росов», называемых гомилиями, и в «Окружном послании» к восточным патриархам» описал нападение росов на Константинополь в 860 году. В "Повести временных лет" поход этот отнесён к 866 году и ошибочно приписан Аскольду и Диру. Вот что писал патриарх Фотий по поводу нападения росов в 860 году в своих гомилиях (проповедях): «Народ незаметный, народ, не бравшийся в расчёт, народ, причисляемый к рабам, безвестный – но получивший имя от похода на нас, неприметный – но ставший значительным, низменный и беспомощный – но взошедший на вершину блеска и богатства народ, поселившийся где-то далеко от нас, варварский, кочующий, имеющий дерзость (в качестве оружия), беспечный, неуправляемый, без военачальника, такою толпой, столь стремительно нахлынул, будто морская волна, на наши пределы и, будто дикий зверь, объел как солому или ниву населяющих эту землю, - о кара, обрушившаяся на нас по попущению! – не щадя ни человека, ни скота, не стесняясь немощи женского пола, не смущаясь нежностью младенцев, не стыдясь седин стариков, не смягчаясь ничем из того, что обычно смущает людей, даже дошедших до озверения, но дерзая пронзать мечом всякий возраст и всякую природу». Патриарх Фотий ничего не сообщил ни о причинах, ни о деталях осады росами Константинополя, хотя он руководил обороной города, ибо император с армией в это время находился в походе против мусульман. Он намекнул, что основания у росов для нападения были и сообщил, что росы осаждали город несколько дней и ушли также внезапно, как и напали. Не позднее 866-867 года, то есть до своего свержения с поста патриарха, Фотий сообщил о крещении Руси и о назначении епископа в «Росию». Историки полагают, что это город и располагался он на Боспоре Киммерийском, неподалёку от Керчи. Арабы в XII упоминали город Русию у Керченского пролива в 27 милях от Матархи. Возможно, город Росия, Русия – непосредственно сама Керчь. Вот, что Фотий писал в «Окружном послании»: «И не только этот народ (болгары) променял первое нечестие на веру в Христа, но даже многими многократно прославленные и в жестокости и скверноубийстве всех оставляющие за собой русы, которые, поработив находящихся кругом себя и от сюда помыслив о себе высокое, подняли руки и против Ромейской державы, - в настоящее время даже и сии променяли эллинское и нечестивое, которое содержали прежде, на чистую и неподдельную веру христианскую, с любовью поставив себя в чине подданных и друзей наших, вместо грабления с дерзостию которую имели незадолго. И до такой степени в них разыгралось желание и ревность веры, что приняли епископа и пастыря и лобызают верования христиан с великим усердием и ревностью». Собственно говоря, это послание есть не что иное, как свидетельство крещения Руси уже до 867 года, о чём в ПВЛ нет ни слова. Византийцы с этого времени считали Русь страной христианской и больше ничего не писали ни о каких иных крещениях Руси в последующие годы, включая и окончательное крещение Владимира Святого. Однако некоторые другие византийские авторы, включая Константина Багрянородного, считали, что Русь была крещена стараниями императора Василия Македонянина и патриарха Игнатия. Это ошибочное мнение. В 867 году Василий сверг своего соправителя Михаила III и вернул на патриарший престол Игнатия. Вот что писал Константин в «Жизнеописании Василия», своего деда, к слову сказать: «И народ россов, воинственный и безбожный, посредством щедрых раздач золота, серебра и шёлковых одежд, он (Василий) приылёк к переговорам и, заключив с нми мирный договор, убедил их сделаться участниками спасительного крещения и расположил принять архиепископа… Он, прибыв в страну названного народа, был принят благосклонно по следующему поводу. Князь (архонт) этого племени, собрав собрание подданнх и председательствуя окружающими его старцами… приглашает… архиерея и спрашивает, что он намерен им возвестить и чему их научить. Архиерей предложил им Евангелие и расскзал о некоторых чудесах Нового и Ветхого Завета. Росы заявили, что они не поверят ему, если не увидят сами что-нибудь подобное… Помня слова Христа о просящих во имя Его, архиепископ ответил «Хотя и не должно искушать Бога, однако, если вы от всего сердца решили приступить к Нему, просите, чего хотите, и Бог неизменно сделает это по вере вашей, хотя мы грешны и ничтожны». Варвары потребовали, чтобы было брошено в огонь Евангелие. Помолившись, архиепископ сделал это. И по прошествии достаточного времени Евангелие было вынуто из потухшей печи и оказалось неповреждённым. Увидев это, варвары, поражённые величием чуда, без колебаний начали креститься». Прокомментировать эти события можно следующим образом. Внезапное нападение росов на Константинополь в 860 году имело целью не взятие города, но устрашение ромеев, чтобы заставить их выплатить щедрые отступные и, в первую очередь, добиться решения каких-то политичеких осложнений во взаимоотношениях. Византийцы обычно полагали сроком действия любого договора ровно 30 лет. Если предположить, что послы кагана русов, о которых сообщали Бертинские анналы, всё-таки заключили какой-то договор с византийцами в 839 году, то он должен был действовать до 869 года. Некими основаниями для нападения на Константинополь у русов, на которые намекал патриарх Фотий, могли служить нарушения договора со стороны византийцев. Из византийских источников, например от Константина Багрянородного, известно, что в 850-х годах, очевидно, терпя поражения на Дону от русов, хазары заключили союзный договор с мадьярами, венграми, кочевавшиими тогда ещё на своей прародине Леведии где-то в верховьях Дона. Венгры вступили в войну с русами, нападали на их селения и захватывали множество людей в полон. Арабский автор Ибн Руста сообщил: «Мадьяры господствуют над всеми соседними славянами, налагают на них тяжёлые оброки и обращаются с ними как с военнопленными… Воюя славян и добывая от них пленников, отводят они этих пленников берегом моря к одной из пристаней Румской земли, который зовётся Карх… А как дойдут мадьяры с пленными своими до Карха, греки выходят к ним навстречу. Мадьяры заводят торг с ними, отдают пленников своих и взмен получают греческую парчу, пёстрые шерстяные ковры и другие греческие товары». О том, что венгры захватывали не только славян, но и русов и продавали их византийцам, сообщали также мусульманские авторы Гардизи, Марвази и Хаджжи Халифа. Карх – это Керчь. Произошло это название от славянского имени города Корчев, которое, в сою очередь связано с понятиями кузница, кузнечное дело. Очевидно, Корчев был одним из центров металлургии и именно там, в том числе, изготавливались те самые мечи, поставляемые русами на внешний рынок, о чём писал Ибн Хордадбех. Обращает на себя внимание, что уже в IX веке славянское имя города Корчев в виде Карха получило широкую международную известность. Что свидетельствует о постоянном проживании русов в Крыму, начиная с III века. Итак, полон из славян и русов венгры сбывали в Крыму в городе Карха, то есть Керчи. Весь Крым в то время, как выше говорилось, принадлежал византийцам. Соответственно, очевидно, эта деятельность греков по предполагаемому договору с русами от 839 года наверняка была запрещена. В IX веке русские работорговлей не занимались. Вот, что писал Ибн Хордадбех в середине этого века: «Что же касается до русских купцов - а они вид славян, - то они вывозят бобровый мех и мех чёрной лисицы и мечи из самых отдалённых (частей) страны Славян к Румскому морю, а с них (купцов) десятину взимает царь Рума, и если они хотят, то они направляются по реке Славян, и проезжают проливом столицы Хазар, и десятину с них взимает их (хазар) правитель». К международной работорговле русы подключились в начале X века. Ибн Руст, написвший свою книгу в 903-925 годах свидетельствует: «Они (русы) нападают на славян, садятся на суда, отправляются к ним, полонят их, вывозят в Хазарию и Булгар, продают их... С рабами обращаются хорошо. Об одежде заботятся, потому что занимаются торговлей». А пока нравы русов не позволяли торговать людьми, именно желание русов прекратить венгерскую работорговлю в византийской Кархе в 860 году стало причиной начала войны. Вполне очевидно, что поводом для войны, casus belli послужил не только сам факт обращения русов в рабство и последующая их продажа, но и то, прежде всего, что ромеи покупкой русских рабов у венгров тем самым экономически стимулировали их на дальнейшие нападения на селения русов и славян. Этому необходимо было положить конец. Продолжение следует...
Эта статья была автоматически добавлена из сообщества СЛАВЯНЕ