Everything.kz

Николай Касаткин «Углекопы. Смена» (1895)

Николай Касаткин «Углекопы. Смена» (1895)
Николай Касаткин «Углекопы. Смена» (1895) Холст, масло. 145 x 211 см Государственная Третьяковская галерея, Москва Эта картина стала гвоздем передвижной выставки 1896 года. Оценки были диаметрально противоположны: от восторга до полного неприятия. Художника обвиняли в нарушении «эстетических норм», в забвении «законов прекрасного», говорили, что он изобразил «трубочистов». Многофигурная композиция явилась итогом наблюдений, сделанных живописцем на шахте. Картина вводит зрителя «в нутро каменноугольного пекла». На подготовительном этапе Касаткин выполнил десятки этюдов с фигурами шахтеров — В. Стасов считал, что эти этюды лучше самой картины. Критик увидел в шахтерах забитость, безволие, машинальность. Сам же автор утверждал, что «горняк, несмотря на всю свою отупелость, представлял буйный элемент, как человек, жизнь которого на время работы всегда находилась в опасности». Прав оказался живописец, а не критик. Этот соборный «буйный элемент» предстает перед зрителем во всей своей темной красе. Картина как бы припорошена угольной пылью; углекопы, ожидающие очереди спуститься под землю, и первая партия поднятых в клети на поверхность сливаются в единое целое, в один класс «будущих могильщиков» буржуазии. К сожалению, художник не смог найти удачной рецептуры составления красок, темный фон полотна с течением времени еще более потемнел, и картина превратилась в какой-то «черный квадрат», вернее, прямоугольник, не без импрессионистических черт. И все равно «фосфорный блеск глаз... отблеск огня ламп на каменистых платьях, просвечивающие сквозь навес шахты звезды» проникают к зрителю из черноты полотна.
Эта статья была автоматически добавлена из сообщества Русская живопись