Everything.kz

Николай Касаткин «Сбор угля бедными на выработанной шахте» (1894)

Николай Касаткин «Сбор угля бедными на выработанной шахте» (1894)
Николай Касаткин «Сбор угля бедными на выработанной шахте» (1894) Холст, масло. 80 х 107 см Государственный Русский музей, Санкт-Петербург Шахтерская тема была заявлена Касаткиным в его работе «Сбор угля бедными на выработанной шахте». Это как бы первый взгляд, взгляд издалека, прикидка и примерка к основному: к тому, что под... землей. Первая часть «триптиха», без которой не было бы продолжения. Разумеется, то, что мы видим, нельзя назвать раем, если говорить о том, что картина «Углекопы. Смена» представляет своего рода чистилище, а герой «Шахтера-тягольщика» помещен прямо в ад, — но по свету, по цветовому решению, по тому, наконец, что сбор угля происходит под солнцем, картина не пессимистична, как пессимистичны обе вышеназванные работы. (В касаткинском «триптихе» — в отличие от «Божественной комедии» Данте — обратная перспектива: прежде идет рай, а ад — в конце.) Пресса отзывалась о картине, выставленной на XXIII передвижной выставке 1895 года, сочувственно, хотя некоторые критики, как водится, увидели в ней «привкус народнического сентиментализма» и «обычный передвижнический подход», однако, к примеру, суворинское «Новое время» (отнюдь не бывшее апологетом передвижников) писало: «Из всех картин наибольшим интересом пользуется “Сбор угля бедными на выработанной шахте”, - и это, конечно, говорит о многом.
Эта статья была автоматически добавлена из сообщества Русская живопись