Everything.kz

ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ РУССКОГО НАСЕЛЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН В КОНЦЕ XX — НАЧАЛЕ XXI в.

ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ РУССКОГО НАСЕЛЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН В КОНЦЕ XX — НАЧАЛЕ XXI в.
ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ РУССКОГО НАСЕЛЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН В КОНЦЕ XX — НАЧАЛЕ XXI в. Юридический аспект положения соотечественников в постсоветский период в Республике Казахстан является актуальным и недостаточно изученным аспектом новейшей истории, так как на рубеже XX—XXI вв. происходили социально-экономические и этнополитические трансформации состояния русского населения в этой республике. Под «русским населением» понимается славянский элемент, но русские составляют его абсолютное большинство, им свойственно либо православие, либо атеизм и урбанистический образ жизни (за исключением севера страны). По данным начальника департамента МИДа РФ по работе с соотечественниками А.В.Чепурина, 30 млн чел. проживает за пределами границ исторической родины [1]. Актуальность правового положения соотечественников в Казахстане не вызывает сомнения, так как переписи населения показывают стабильную убыль русского населения за 10 лет примерно на 1 млн 300 тыс. чел., или 10% от общей численности населения (табл. [2–4]). Цифры эмиграции русских из Казахстана были целенаправленно засекречены с 1992 г., а ее масштабы постепенно снижаются и составляют сейчас примерно 20 тыс. — 50 тыс. чел [5, 6] в год. Русское население почти не влияет на политику и экономику Казахстана, так как запрещена деятельность партий по конфессиональному и национальному признаку [7–9], что ограничивает юридические инструменты отстаивания своих интересов [10] и способствует малой представленности в законодательной власти от мажилиса до районного совета. С начала 1990‐х гг. в построении казахстанской государственности прослеживается тенденция к выделению особой роли казахской нации. В преамбуле и пунктах 1, 2, 3, 8 и 12 Декларации о государственном суверенитете признается: «право наций на свободное самоопределение… ответственность за судьбу казахской нации… право свободного выхода из Союза… (а также осуществлять действия по. — С. Ф.) укреплению национальной государственности. Возрождение… самобытной культуры, традиций, языка… национального достоинства казахской нации… Территория Казахской ССР… является… неприкосновенной… Казахская ССР вправе приостанавливать… действия законов… Союза, нарушающих… права и Конституцию Республики… Казахская ССР проявляет заботу об… национально-культурных, духовных и языковых потребностях казахов… за пределами Республики»[11]. Наряду с принципами гражданского равноправия в законе о государственной независимости (преамбула, статьи 6–8) продолжает развиваться идея особого положения казахского народа: «право казахской нации на самоопределение… Граждане Республики всех национальностей, объединенные общностью исторической судьбы с казахской нацией (выделено мной. — С. Ф.), составляют вместе с ней единый народ Казахстана… За всеми казахами…, покинувшими территорию республики…, признается право иметь гражданство Республики…, Казахстан создает условия для возвращения на ее территорию лиц…, покинувших (его. — С. Ф.) в периоды массовых репрессий, насильственной коллективизации… антигуманных политических акций, и их потомков, а также для казахов (из. — С. Ф.) … союзных республик… Казахстан проявляет заботу об… национально-культурных, духовных и языковых потребностях казахов, проживающих за ее пределами, защищает их интересы…»[12]. Это закреплялось в Конституции 1993 г.: «незыблемость казахской государственности», «форма государственности самоопределившейся казахской нации» и возможность для лиц, «вынужденно покинувших» страну, и «казахов, проживающих в других государствах, иметь гражданство Казахстана». Впервые появляется «языковой вопрос» — пункт 8 основы конституционного строя: «В Республике Казахстан государственным языком является казахский язык. Русский язык является языком межнационального общения…». Статья 4 о законодательстве раздела 2 переходных положений декларирует: «на переходный период создать условие для свободного и бесплатного изучения государственного языка, в этот период делопроизводство в Республике Казахстан ведется на казахском и русском языках»[13]. Конституции 1995 г. (действующая) провозглашает: «государственность на исконно казахской земле» и подтверждает: «Казахстан является унитарным государством с президентской формой правления»[7]. На наш взгляд, выбрана именно эта форма устройства, так как она обеспечивает безопасность, внутреннюю стабильность и территориальную целостность — на севере компактно проживает неказахское (русское) население. Президентская форма правления — режим личной власти Елбасы — единоначалие, важное условие становления государственности: «установленные Конституцией унитарность и территориальная целостность государства, форма правления Республики не могут быть изменены» [7, ст. 91]. В районах компактного проживания русских могло бы быть продуктивно местное самоуправление с территориально-административной и национальной спецификой, но оформилась «вертикаль власти»: «Местные исполнительные органы входят в… систему исполнительных органов Республики…, обеспечивают проведение общегосударственной политики исполнительной власти в сочетании с… потребностями развития соответствующей территории. Акимы областей, городов республиканского значения и столицы назначаются на должность Президентом… с согласия маслихатов… Акимы иных административно-территориальных единиц назначаются или избираются… в порядке, определяемом Президентом… (он. — С. Ф.) вправе… освобождать акимов от должностей» [7, ст. 87]. Появляется «этнический компонент» в формировании парламента: «девять депутатов Мажилиса избираются Ассамблеей народа Казахстана» [7, ст. 51]. Русский уже не является языком межнационального общения: «в Республике… государственным является казахский язык. В государственных организациях и органах местного самоуправления наравне с казахским официально употребляется русский…» [7, ст. 7]. «Языковой и национальный вопросы» заложены в законе о гражданстве. Например, статья 1: «уважительно относиться к обычаям, традициям, государственному языку…». В статье 17 декларируется отказ в гражданстве лицу, если оно «…противодействует функционированию государственного языка» [14]. Статьи 3, 16 и 18 дословно повторяют закон о государственной независимости [12]. Иными словами, по мнению определенной части людей в политическом руководстве республики, Казахстан должен стать государством всех казахов. Эти же положения есть в законе о миграции. ПРОДОЛЖЕНИЕ: https://rusrand.ru/analytics/pravovoe-polozhenie-russkogo-naselenija-v-respublike-kazahstan-v-kontse-xx-nachale-xxi-v
Эта статья была автоматически добавлена из сообщества Центр Сулакшина